Прогулки по «русскому» Талмуду
Я продолжу комментировать мидраш, посвящённый Вавилонской башне. Вот текст, который я уже читал с вами в предыдущих номерах «Алефа», — ну так что ж, прочтём его ещё разок: он того заслуживает. «И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес» <…>
– Город, — говорили они, — с грозной крепостной башней небывалой доныне высоты — это даст нам возможность сосредоточить свои силы в одном месте, прославит нас по всей земле и даст нам господство и власть над всеми нашими недругами <…>
И еще про Б-га говорили:
– По какому праву Он избрал для себя небесные высоты, а для нас юдоль земную оставил? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающего Б-га на бой.
Первая (закавыченная) фраза этого текста — цитата из Торы. Весь последующий текст — комментарий к ней, раскрытие её содержания.
У проекта «Город и Башня», как мы видим, две цели: первая (предварительная) — господство и власть над всеми народами, вторая — вызов Всевышнему и прямая война с Ним. Понятно, что это взаимосвязанные цели: сначала объединить все человеческие и природные ресурсы земли и затем бросить их на борьбу с Б-гом. Вдохновитель и организатор всей этой истории царь Нимрод хочет сразиться с Б-гом. А поскольку Б-г сверху, то и надо выдвигать войска вверх и создавать плацдарм на небесах.
Описываются боевые действия.
Когда люди <…>посылали стрелы в Небо, Б-жии ангелы ловили их и, чтобы обмануть людей, мазали кровью и бросали обратно. Стрелки кричали: «Мы убили всех, кто был на Небесах».
Выразительный образ небесной дезинформации противника.
Город и Башня в городе — своего рода Мордор. Нынешние читатели куда лучше знают «Властелина колец», нежели Библию. Но Толкиен Библию хорошо знал и прямо к ней апеллировал. Мордор и Саурон — это комментарий Толкиена к Вавилонской башне, своего рода современный мидраш. Саурон — это (помимо всего прочего) своего рода инкарнация царя Нимрода.
Мидраш рассказывает, что к моменту строительства царь Нимрод покорил и объединил под своей властью сынов Хама, Яфета и Шема, то есть всё человечество. И стал любимым вождём народов. Терах, отец Авраама, служил у Нимрода главнокомандующим, и сам Авраам (не ставший ещё Авраамом) надзирал за строительством Башни. Поразительная история, но так написано в мидраше. Вы это знали? Я это узнал только что.
Нимрод определённо был эффективным менеджером, поскольку грандиозный, невиданный в истории человечества проект двигался исключительно успешно, так что потребовалось прямое вмешательство Всевышнего, чтобы всё рухнуло не только в переносном, но и в прямом смысле.
Нимрод-то считал, что на Небесах все перебиты, и праздновал победу.
Зря праздновал. Вот интересно, как он это всё себе представлял? Понимал, что речь идёт о прямом вмешательстве Всевышнего в строительство и в историю? Или объяснял случившееся инженерными ошибками, саботажем, коррупцией, мегатерактом, невиданными в этих местах колебаниями земной коры и прочими естественными причинами? Пришлось Нимроду пересматривать свою картину мира или не пришлось? Молчит Тора. Молчат мидраши.
Башня обрушилась. Сколько ж народу она погребла? Терах и Авраам остались целы. Б-г хранил не ставшего тогда ещё Авраамом Авраама — у Б-га были на него Свои виды. Но что интересно, царь Нимрод, он ведь тоже не пострадал. И даже не впал в депрессию. Что было ему как бы и положено после всего случившегося. Не запил. Не застрелился. Железный, в сущности, человек. Сидит, облачённый в халат, скрестив ноги, на обломках мира в тени чинары и пьёт чай из пиалы. Зелёный.
Падение Башни было величайшей геополитической катастрофой в истории, и оно было, разумеется, и величайшей личной катастрофой царя: он полностью идентифицировал себя с Башней.
Конечно, Нимрод перестал быть царём объединённого человечества. Однако у него хватило энергии создать новое государство и строить новые города. Но теперь всё-таки он был одним из многих.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!