Дорога к Храму

 Раввин Карпов
 3 ноября 2016
 1810

«…Великое собрание возвратится сюда» (Иеремия, 31:7)

«Собери народ — мужчин, женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Б-га вашего, и строго исполнять все слова этого Учения».

«Дварим», 31:12

Когда-то хасиды пели переделанный на свой лад марш Буденного, в котором были такие слова: «О том, как мы опасные прошли границы красные…» В то время вырваться из Советского Союза, этого ненавистного «совка», было мечтой многих религиозных евреев (и не только). Но сегодня история всё расставила по своим местам. И многие из тех, кому в свое время удалось «пройти границы красные», возвращаются назад, чтобы продолжить свою миссию, шлихут, там, откуда они когда-то мечтали вырваться любой ценой.

На последнем Съезде европейских раввинов, прошедшем в Москве в середине августа и собравшем около пятисот делегатов из разных стран (в том числе и из бывшего СНГ), не раз вспоминали предыдущий подобный съезд, который прошел в Москве и Алма-Ате 25 лет назад (в декабре 1991 года), на заре перестройки.

Символично, что в тот далекий 1991 год произошел целый ряд знаковых событий как в истории России, так и в жизни еврейской общины. В частности, именно в том году сегодняшний главный раввин России р. Берл Лазар начал свою миссию, шлихут, как посланник Любавичского Ребе в России, когда был избран раввином синагоги в Марьиной Роще. А вот «автор перестройки» Михаил Горбачев в том же году, напротив, вынужден был навсегда уйти с политической сцены. Этому предшествовал неудачный переворот, он же путч, который был организован членами ГКЧП в августе 1991 года. А уже в конце декабря (26.12) Советский Союз официально перестал существовать. Вместо него появилось новое политическое образование — СНГ, которое, впрочем, тоже имело недолгую судьбу.

 

Они склонились и пали, а мы поднялись и одолели

Сказал рабби Йоханан-га-Сандлар: «Собрание, которое собралось во имя служения Всевышнему — имеет будущее (продержится долго). Собрание же, которое не ради служения Творцу, обречено».

«Поучения Отцов», или «Авот», 4:14

 

Мы знаем высказывание одного из наших мудрецов, согласно которому «будущее имеет лишь такое собрание, цель которого — служение Творцу». В противном случае оно не имеет будущего и в конце неминуемо распадется. Так и случилось. В данном случае символично то, что оба эти процесса произошли синхронно, согласно принципу «зэ-леумат-зэ»: Зло противостоит Святости, по сути, являясь всего лишь его искаженным отражением. Именно это мы могли наблюдать в том далеком году: с одной стороны, развалился Советский Союз, который, казалось, будет существовать вечно, и вместо него была создана во многом фиктивная организация — СНГ. И в тот же самый момент на его обломках возник Союз еврейских республик — объединение еврейских религиозных общин бывших союзных республик. Для этого неформального духовного объединения неважны государственные и прочие границы, поскольку нас объединяет не воля политиков, а заповеди Торы и желание служить Творцу.

И сегодня, спустя 25 лет, мы можем воочию убедиться в том, к чему привели те далекие события. Давно уже нет ни СССР, ни СНГ. А в Москве собираются около 500 (!) раввинов из Европы, бывших союзных республик и Израиля.  Воистину, собрание, которое собралось во имя служения Всевышнему, имеет будущее!

Особенно это было актуально в только что закончившемся еврейском году, который являлся Годом собрания (шнат-гакгель). И дай Б-г, чтобы этот год стал Годом Великого собрания, как сказано (Иеремия, 31:7): «…Великое собрание возвратится сюда»: когда мы все соберемся в Иерусалиме, в Третьем храме — с приходом нашего праведного Мошиаха, уже в эти дни!

 

О том, как Ребе всех советских чиновников уволил

Революционные изменения в бывшем Советском Союзе, которые принято называть перестройкой, оказались для всех (включая самих участников этих событий) полной неожиданностью. Никто не мог тогда предположить, что грозный СССР, «оплот мира во всем мире», так быстро развалится и перестанет существовать. Никто, кроме… Ребе.

Еще до начала этих событий Ребе выступил с неожиданным предложением начать строить в Израиле новые поселения для… будущей массовой репатриации (алии) из России! И это в то время, когда число репатриантов исчислялось от силы десятками, а тысячи советских евреев сидели «в отказе», не имея возможности покинуть пределы СССР. Но самым удивительным оказалось выступление Ребе на параде, посвященном празднованию Лаг ба-Омер в 1980 году.

 

Из обращения Любавичского Ребе к еврейским детям и их родителям во время парада Лаг ба-Омер (Бруклин, Нью-Йорк, 1980 г.)

«Уста правды пребудут прочными вовеки, а язык лживый — на миг». «Мишлей», или «Притчи», 12:19

Эти слова прозвучали задолго до начала так называемой перестройки (начавшейся во второй половине 1980-х), когда на наших глазах стала происходить постепенная демократизация советского общества. Тогда, весной 1980 года, неожиданно для всех присутствующих на этом параде Ребе, вопреки обыкновению, обратился к собравшимся на русском языке (обычно язык выступлений Ребе — это идиш или язык Писания) и посвятил свое выступление тем евреям, прежде всего тем детям, которые все еще находились в СССР, за железным занавесом. Вот отрывок из того памятного выступления: «Настало время сказать об этом в полный голос. Я надеюсь, что эту передачу слушают и в России. Необходимо сообщить всем детям, находящимся там, что когда сын или дочь приходят к отцу или матери и просят родителей обучить их Торе и заповедям, то по советским законам родителям гарантировано право воспитывать своих детей в соответствии с собственными убеждениями. В этом легко убедиться, если прочитать соответствующий закон конституции.

Каждые отец и мать, каждые дедушка и бабушка имеют полное право воспитывать своих детей и внуков так, как считают нужным. Те же, кто препятствует этому, — уголовные преступники! Они нарушают советскую конституцию, действуют вопреки советскому законодательству и потому подлежат судебному преследованию и наказанию за нарушение закона. Все те, кто защищает или пропагандирует противоположную точку зрения, просто лгут! Их нужно снять с их постов, а вместо них — назначить людей, которые будут соблюдать советские законы. Они не только не будут препятствовать воспитанию еврейских детей в духе Торы и заповедей, но даже будут этому содействовать, что ускорит наступление Освобождения, которое произойдет в самом ближайшем будущем».

 

Слово и дело

«Поскольку слово царское — есть власть…»

«Когелет», или «Экклезиаст», 8:4

Тогда, я уверен, большинство слушающих восприняли эти слова Ребе как наивную попытку пробить ту самую железную стену, которой отгородился Советский Союз от всего остального мира. Что когда-нибудь, даже в отдаленном будущем, в России на самом деле произойдет смена власти (да еще ненасильственными путем), и новые чиновники «не только не будут препятствовать воспитанию еврейских детей в духе Торы и заповедей, но даже будут этому содействовать», — все это казалось тогда полной утопией (при всем уважении к Ребе). Но мы знаем, что царское слово (двар-мелех) — воля Царя этого мира, которая доходит до нас из уст его «полномочного представителя» — Ребе, это единственное, что обладает реальной властью в этом мире.

И вот сегодня, оглядываясь назад, мы с удивлением убеждаемся, насколько пророческими оказались эти слова Ребе, сказанные тогда, в 1980 году. Сегодня российские евреи на самом деле живут в такой стране и обществе, в котором отношение к еврейской общине и к религиозному сообществу в целом, пожалуй, самое благоприятное и толерантное за всю историю существования российского еврейства. А еврейская община России, без преувеличения, на данный момент является одной из наиболее мощных и динамично развивающихся еврейских общин мира. Последний съезд европейских раввинов и посланников Ребе в России — тому яркий пример.

***

Аргентинские ученые обнаружили останки динозавров, среди которых присутствуют кости самого крупного известного науке животного. Динозавр предположительно весил около 77 тонн, имел длину тела от головы до кончика хвоста около 40 метров и рост 20 метров. Это эквивалентно высоте семиэтажного дома с массой, равной массе 14 слонов. По оценкам ученых, животное жило около 100 миллионов лет назад в лесах Патагонии и питалось растениями.

 

О динозаврах, и не только о них

Студентом Федя очень был настроен

Поднять археологию на щит 

Он в институт притаскивал такое,

Что мы кругом все плакали навзрыд.

Владимир Высоцкий

 

«И сказал Б-г: да произведет земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так».

«Берейшит», или «Бытие», 1:24

 

Совсем недавно мы отмечали наступление нового библейского 5777 года. А в последний день осенних праздников, Симхат Тора, мы начали очередной годичный цикл изучения Торы — как всегда, с первой главы «Берейшит», в которой описывается процесс сотворения нашего мира (маасэ-берейшит).

Один из классических вопросов, на которые приходится отвечать почти каждому раввину, это вопрос о динозаврах: что еврейская Традиция говорит на этот счет? Действительно, в тексте Торы динозавры прямо не упоминаются. Само по себе это еще не аргумент: слоны или жирафы, например, там тоже не упоминаются*. Зато намек на существование животных, похожих на динозавров, содержится в устных преданиях (мидрашах) и упоминается в комментариях (см. РАШИ)**. Но при чем здесь вообще динозавры?

Динозавры, конечно, поражают наше воображение (а с легкой руки Спилберга они буквально ворвались в нашу жизнь и стали ее частью), но дело не только в них. Более принципиальный вопрос: а не противоречат ли находки ископаемых животных, которые жили сотни миллионов лет назад (впрочем, как и другие научные открытия), той картине сотворения мира, которая описана в Торе?

 

Трудности перевода

«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся».

8:22

 

Еврейская традиция утверждает, что на самом деле никакого противоречия между Торой и наукой нет (в том числе и в этом случае). А видимые «нестыковки» науки и Торы связаны главным образом с «трудностями перевода». Ведь язык науки и язык Торы — это два разных способа описания окружающего мира. Поэтому когда в Торе говорится, например, о солнце, луне и звездах, то речь вовсе необязательно идет о привычных для нас небесных светилах, которые мы можем наблюдать на небосводе (хотя, конечно, и о них тоже).

К тому же мы считаем, что мир (со всеми его явлениями и закономерностями, которые изучает современная наука) приобрел привычный облик только после Потопа, как сказано (8:22): «Впредь во все дни земли сеяние и жатва и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся»***. До этого физические законы и природные явления и процессы, которые происходили на земле, могли быть иными. В частности, именно тогда библейская временная шкала постепенно сблизилась с более привычной для нас исторической шкалой.

Другими словами, только после Потопа один библейский день или год стал равен календарному дню/году нашего, современного календаря. До этого эти две шкалы, библейская (по которой идет отсчет всех событий, изложенных в тексте Писания) и историческая (которой пользуется ученый мир, а вслед за учеными и мы с вами), могли расходиться кардинальным образом. Отсюда такие сильные расхождения в оценке возраста Вселенной (13 млрд лет, согласно последним научным данным), Солнечной системы и Земли (4,5 млрд лет) и т.д. по сравнению со «смешными» 5777 годами, которые насчитывает еврейская традиционная хронология!

 

Эти неточные точные науки

«Ибо наполнится земля знанием о Всевышнем, как вода переполняет море».

Ишайя, 11:9

 

Следует учесть, что хотя мы и называем целый ряд дисциплин точными науками (прежде всего это физика, химия и математика), однако их точность весьма относительна. Если мы стремимся к истине, то следует помнить, что она не достижима научным путем. Ведь любая наука по своей природе — это продукт человеческого разума, ограниченного и субъективного. Во-первых, потому что в основе любого научного знания лежит эксперимент или научный опыт, которые являются лишь искусственным отображением действительности, подобно тому, как фотография не может быть абсолютно точной копией оригинала. Во-вторых, научное знание — это синтез объективных фактов, полученных в результате научного эксперимента или исследования, с нашим субъективным восприятием и нашей оценкой, ведь уже человек делает окончательные выводы на основе экспериментальных данных.

И в-третьих, конечным результатом научного исследования являются некие закономерности — естественные законы природы. Именно на основе этих законов, которые были когда-то и кем-то открыты, мы может предсказывать поведение вещей и результат наших действий. Но даже если исключить возможность ошибки, все равно ни откуда не следует, что те закономерности, которые мы сегодня изучаем, оставались неизменными в прошлом, а тем более сохранят свой современный вид и характер в будущем.

Любые наши, пусть самые современные представления об окружающем мире неизбежно будут ограниченными и неточными. И хотя сфера наших знаний будет постоянно расширяться, а их достоверность — увеличиваться, тем не менее все равно этот мир останется бесконечным, не исчерпаемым и не постижимым до конца. Ведь за этим сотворенным миром, в котором мы живем, угадывается величественная фигура автора — самого Творца.

 

«Теория всего», или Наука будущего

Большой взрыв, который, по мнению современной науки, положил начало Вселенной

«Ибо новое Учение выйдет от меня ...» (Ишайя, 51:4)

 

Подведем небольшой итог: любое научное знание (как и вся наука в целом) ограниченно и несовершенно по своей природе и представляет собой, по сути, одну большую научную гипотезу, которая постоянно, с появлением новых экспериментальных данных и новых идей корректируется и дополняется. А иногда и опровергается, и тогда на ее месте появляется совершенно новая научная картина (как, например, было с появлением теории относительности). В то время как Тора — это абсолютное знание, истина в конечной инстанции, поскольку в ней описывается картина мира, изложенная самим автором — Творцом.

Очевидно, что ни одно научное открытие или теория не может реально противоречить выводам Торы. И чтобы устранить это видимое противоречие, надо просто суметь совместить эти два подхода: научное и религиозное. Это касается, в частности, и таких научных разделов, как теория происхождения видов и теория эволюции, генетика, теория относительности, представления о геоцентрической и гелиоцентрической системах, возрасте Вселенной, представлении о происхождении человека и многое другое.

И все же в результате вырисовывается странная картина: существуют две отличные друг от друга картины мира — научная и религиозная, основанная на Торе, каждая из которых дает собственный взгляд на вещи. И хотя мы беремся утверждать, что между ними нет и не может быть непримиримых противоречий, однако все же мир един, ведь его единство является следствием абсолютного единства самого Творца. Так почему же не существует единой «теории всего», которая описывала бы этот мир во всей его полноте и многообразии? Очевидно, что в будущем такая единая картина мира обязательно будет создана.

Считается, что совершить этот титанический труд — совместить человеческую мудрость — науку, и Божественную мудрость — Тору, чтобы создать на этой основе новую, единую картину — науку будущего, или Новое учение (тора-хадаша), — будет под силу только нашему Избавителю, царю из рода царя Давида.

Недаром Рамбам утверждает (см. «Законы царей и войн», гл. 12), что он своей мудростью превзойдет даже нашего великого Учителя — Моше-рабейну. Ведь Моше было дано только знание Торы, а Мошиаху — всеобъемлющее знание (которое в традиции уподобляется воде), как сказано об этой эпохе (Ишайя, 11:9): «И наполнится земля знанием о Б-ге, как вода наполняет море!»

____

Примечания

*Ведь Тора по своей природе — это Божественная мудрость, хотя и изложенная доступным нам, человеческим языком. Поэтому Тора ставит своей целью не просто описать окружающий мир, а прежде всего раскрыть замысел Творца. И все же, пользуясь методом еврейской мистики — каббалы, с помощью набора определенных правил мы можем расшифровать и извлечь ту информацию (практически неограниченную), которая закодирована в этом святом тексте.

**РАШИ комментирует выражение «на брюхе твоем ты будешь передвигаться» из отрывка, в котором содержится «проклятие» змию, как сказано («Берейшит», 3:14): «И сказал Господь Б-г змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых — на брюхе твоем ты будешь передвигаться и прах будешь есть все дни жизни твоей». Он пишет, что речь идет о ящерах, которые в древности передвигались на лапах, подобно динозаврам, пока Творец не лишил их ног, и тогда они стали передвигаться на брюхе. Это следует из выражения «будешь передвигаться», из которого можно сделать вывод, что раньше это было иначе.

***Например, согласно некоторым мнениям, после Потопа земная ось изменила свое положение в пространстве, что, собственно, и привело к возникновению смен сезонов и времен года.

******

Вместо послесловия

«Вот родословная Адама: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-жию Он создал его. Мужчину и женщину, сотворил их и благословил их, и нарек им имя Адам (человек) в день сотворения их».

«Берейшит», или «Бытие», 1–2

 

Возвращаясь к динозаврам, можно предположить в качестве гипотезы, что их существование в прошлом можно считать своеобразным экспериментом, который в свое время был поставлен Творцом. Результат его мы видим: могучие динозавры, размером со здание средних размеров и весом десятки тонн, которым не было равных по силе, вымерли. А планету завоевал венец творения — человек (адам), который отличается от прочих животных не столько способностью к прямохождению, развитой кистью и большим объемом черепа, как нас учили в школе, а… верой в Б-га — именно это в первую очередь выделяет первого человека, Адама, из прочего животного мира и делает его человеком, подобным Б-гу. Можно даже согласиться с утверждением, что труд сделал человека, но прежде всего не физический, а духовный труд, или труд души, — молитва и желание постичь Творца, как сказано («Ишайа», 53:11): «За труд души своей увидит добро...»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции