Судьба еврейской общины в Испании
Испанские евреи утверждали, что их предки прибыли в страну после разрушения Первого храма. Город Толедо, по преданиям, был построен евреями, изгнанными Навуходоносором. Название Толедо напоминало еврейский вариант Толедот (изгнание). Толедо имел для изгнанников значение «нового Иерусалима».
Евреи проживали в городах и деревнях, занимались земледелием, владели виноградниками и оливковыми плантациями, были ремесленниками, а по торговым делам ездили даже на Африканский континент. В правовом отношении евреи не отличались от других жителей испанской провинции.
Однако со временем (начиная приблизительно с VII века) испанские евреи стали подвергаться все более ужесточавшимся гонениям. Были приняты драконовские законы: «Еврей, который в течение года не примет со своим семейством христианства, лишается имущества, подвергается ста ударам плети, сдиранию кожи с головы и лба в знак вечного позора, а затем изгоняется из страны». Об этом писала Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона в начале ХХ века.
Те же евреи, которые под угрозой смерти крестились, но тайно соблюдали иудейские обряды, сжигались на кострах или побивались камнями, а за соблюдение обряда обрезания матери отрезали нос.
В то же время определенная часть евреев-выкрестов активно пополняла ряды испанской знати, что мало изменило печальное положение основной еврейской массы. «Прошло то время, когда влиятельные евреи считали своим долгом бороться за гражданские права собратьев». От алчности отдельных еврейских ростовщиков и сборщиков налогов более других страдали их соплеменники.
В XV веке с появлением инквизиции в Испании и массовой депортации евреев история общины, внесшей огромный вклад в экономику, науку и культуру страны, фактически завершилась. Вплоть до революции 1868 года, когда временное правительство Испании провозгласило свободу совести, положение испанских евреев мало изменилось, хотя в начале XX века некоторые испанские политические деятели заговорили о необходимости публично загладить вину перед евреями за оскорбления, нанесенные им в 1492 году.
Такие извинения еврейскому народу спустя 500 лет принес в 1992 году король Испании Хуан Карлос. А уже в XXI веке правительство Испании приняло закон о предоставлении испанского гражданства потомкам изгнанных из Испании евреев.
Несмотря на тесную связь испанского диктатора Франко с гитлеровской Германией (Испания даже послала на Восточный фронт «Голубую дивизию», состоявшую из фанатиков-нацистов и прочего отребья), Франко отказался, вопреки сильному немецкому давлению, преследовать немногочисленных евреев, проживавших в то время в Испании. Более того, весной 1941 года Франко заявил Гитлеру, что общины евреев-сефардов в Салониках (Греция), Софии и Пловдиве (Болгария) пользуются покровительством испанских властей как лица, чьи предки были в свое время незаконно изгнаны из страны.
Сефарды получили испанские паспорта, в большинстве благополучно пережили войну и в конце 1940-х годов выехали в Израиль. Несмотря на давление Гитлера, каудильо закрывал глаза на то, что испанские пограничники за взятки пропускали на территорию Испании евреев, бежавших из оккупированных стран. Евреев Венгрии, Румынии, Греции и вишистской Франции по приказу союзника Гитлера Франко принимали испанские миссии в этих странах и переправляли в Испанию. Это несмотря на то, что в рядах республиканцев (противников Франко в гражданской войне 1936–1939 годов) было значительное число евреев.
В литературе фамилия Франко, кстати, как и Кастро, упоминается как влиятельные и знатные семьи маранского (т.е. крещеных евреев) происхождения. В настоящее время в Испании, как в ряде других стран, наблюдается некий бум поиска еврейских корней. Так, например, старейшая и родовитая семья герцогов Альба заявила о том, что их предки были евреями. Мэр города Альмерия, объявив себя евреем, репатриировался в соответствии с Законом о возвращении в Израиль.
Большинство еврейского населения Испании сконцентрировано в трех городах: Мадриде, Барселоне и Малаге. Синагоги имеются в Барселоне, Мадриде, Малаге, Марбелье, Севилье, на Канарских и Балеарских островах. В стране действуют три еврейские средние школы и сефардский лицей в Барселоне. Еврейские общины страны объединены в Федерацию еврейских общин Испании с центром в Мадриде. Федерация выпускает ежемесячный бюллетень «Ха-Кешер».
Во второй половине 1950-х годов в Испанию эмигрировала большая группа евреев из стран Латинской Америки, которые создали светские еврейские организации: группу «Круг размышления», Центр Баруха Спинозы, выпускают журнал «Райсес».
В Испании действуют отделения международных еврейских организаций: ВИЦО (женская), Бней-Брит и другие. Вместе с тем Испания не свободна от проявлений антисемитизма, принимающего форму антиизраилизма. На этой почве с 2000-х годов происходит сближение неофашистских группировок, таких как «Европейская альтернатива», «Сопротивление» и ряда других, создавших в середине 2000-х годов Социальное республиканское движение на почве антиизраилизма и антиамериканизма.
Особенно напряженное положение сложилось в испанских анклавах на марокканских территориях, где были осквернены еврейские кладбища, синагога подверглась нападениям, а на стенах домов появились надписи антисемитского содержания.
Еврейская община Испании строго соблюдает традиции и поддерживает еврейское образование и воспитание молодежи. Этим в какой-то степени объясняется незначительный объем репатриации в Израиль. Так, за период 1948–1979 годов репатриировалось всего 980 человек. После установления дипломатических отношений между странами (1986 год) репатриация практически сохранилась на прежнем уровне.
Эдуард БЕЛЫЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!