В гостях у израильских черкесов

 Фрэдди Зорин
 3 ноября 2016
 2720

Вдруг слышен шорох за кустами, Въезжают несколько людей; Обкинув всё кругом очами, Они слезают с лошадей. На каждом шашка, за плечами Ружье заряжено висит, Два пистолета, борзы кони; По бурке на седле лежит. Огонь черкесы зажигают… Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Черкесы», 1828 г.

У этого народа — своя древняя история, в которой есть и трагические страницы. С конца XIX века его судьба переплелась с судьбой еврейского народа. Черкесы боролись с Россией в течение длительного периода Кавказской войны. После разгрома Шамиля, предводителя кавказских горцев, ситуация круто изменилась не в их пользу. Кавказский корпус нанес черкесам крупное поражение и в 1864 году вынудил их сдаться. Многие черкесы тогда были убиты, другие изгнаны со своей исторической родины.
Представители этой северокавказской народности основали поселения на Святой земле, в Галилее. Поначалу деревень было три, но почти все жители одной из них, Кирбет Черкасс близ Хадеры, погибли в 1931 году от распространившейся эпидемии малярии. В первой половине XX столетия, обосновавшись на новых землях, черкесы установили добрососедские отношения с еврейскими переселенцами из России, пионерами возрождения Эрец Исраэль.
Известно, что в 1930–1940-х годах черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину, осуществлявшейся через Ливан, несмотря на угрозы и преследования со стороны британских властей. Многие черкесы сражались против арабов на стороне евреев в Войне за независимость 1948 года. Когда разразилась Шестидневная война 1967 года, то она коснулась и Голанских высот, где, в то время на территории Сирии, располагалось 12 черкесских аулов.
Согласно архивным армейским документам и по свидетельствам тогдашних командиров ЦАХАЛа, все подразделения получили строжайший приказ: не открывать огонь по черкесам и не разрушать их деревни, предоставляя им возможность не покидать насиженные места и не уходить с Голан в низменные районы Сирии.
И сегодня черкесы, укоренившиеся в Израиле, весьма лояльно относятся к еврейскому государству. Выходцы из черкесской общины всегда отличались мужественностью и отвагой. После провозглашения государственной независимости Израиля черкесы по собственной инициативе шли служить в израильскую армию, а в 1958 году их старейшины обратилась к тогдашнему премьер-министру Давиду Бен-Гуриону с просьбой призывать молодежь из черкесской общины на военную службу так же, как и всех граждан страны. В знак уважения к мужеству народа и доказанной его верности Израилю эта просьба была удовлетворена.
В настоящее время в израильской полиции и пограничных войсках служат многие десятки жителей обеих израильских черкесских деревень — Кфар-Кама и Рихании. Они также работают в службах безопасности и в других израильских силовых структурах, а также в Главном управлении тюрем и в Пожарной охране. При этом черкесы заняты земледелием, в чем весьма преуспели. Ныне в Израиле насчитывается примерно 5 тысяч черкесов. Все они знают историю своего народа и поддерживают его культурные традиции. 
По мнению авторитетных кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру намного лучше, чем кто-либо из их соплеменников, проживающих в других странах: в Турции, Сирии, Иордании. Интересен музей истории и культуры черкесов, созданный и пополняющийся экспонатами в деревне Кфар-Кама.
Его посетители могут узнать, к примеру, о том, что, по местным представлениям, после рождения ребёнок должен продолжать жить в среде, подобной утробе матери. Оттого-то рожали черкешенки непременно в тёмной комнате, не издавая при этом ни звука. А потом младенца привязывали к кроватке, которая при покачивании издавала звук, похожий на стук материнского сердца. Вокруг этой кроватки, представленной в экспозиции, часто завязываются оживленные беседы между посетителями и служителями музея. Дело в том, что многие черкесы продолжают привязывать своих детей к таким кроваткам до сих пор. Но хозяева терпеливо и любезно объясняют всем интересующимся, почему это идет на пользу новорожденным, а не во вред.
Одним из основных жизненных правил этой народности, исповедующей умеренный ислам суннитского направления, включая хадж в Мекку, является уважение к женщине. Полное равноправие подчеркивает отсутствие в черкесском языке женского рода. 
И вот еще один яркий пример в подтверждение сказанному: по черкесскому обычаю, всадник спешивается перед идущей ему навстречу представительницей слабого пола, чтобы тем самым показать, что от него в ее отношении не исходит никакой угрозы.
У черкесов крайне низок процент смешанных браков — всеми силам они стараются противостоять угрозе ассимиляции. Израильские черкесы традиционно гостеприимны. Многих посетителей собирают проводимые в их деревнях фестивали, на которых можно увидеть представления, включая джигитовку на лошадях и классический обряд похищения невесты, а также отведать блюда национальной кухни.
Юноша в черкеске с газырями (металлическими или деревянными гнездами для патронов, нашитыми рядами на черкеску) сыграет вам на аккордеоне что-нибудь национальное, а девушка, словно сошедшая со страниц книги Михаила Юрьевича Лермонтова, красиво поставит на ваш столик чебуреки и несколько видов сыра, сделанного по аутентичным рецептам прадедов.
Раньше черкесы держали коз и производили пользовавшийся популярностью козий сыр, а теперь они изготовляют сыры из коровьего молока.
Традиционный сыр, адыгейский, весьма интересен по вкусу. А ещё они производят копчёный сыр, с дымком. И все это — в небольшой домашней сыроварне со знакомым выходцам из бывшего СССР названием «Эльбрус». Представители этой народности говорят: «Из черкесов и самый непутевый хлебом-солью угостит». Тот, кто приезжает к черкесам впервые, поражается чистоте улиц, идеальному порядку, красоте и ухоженности домов. Так на деле реализуется принцип «с чистоты и порядка начинается красота». 
В черкесских деревнях нет штатных дворников, точнее говоря, нет работы для них. Правда, среди зданий можно увидеть и те, где ныне никто не живет. В них, что называется, гуляет ветер, но соседи на эти постройки не претендуют — дома остаются собственностью покинувших их хозяев. Еще одна заслуживающая внимания деталь — для черкесских поселений характерна определенная застройка: в центральной части располагается сооружение религиозного предназначения, а от него в разные стороны, словно лучи от солнца, расходятся прямые улочки.
Один из наиболее известных представителей израильской черкесской общины — член сборной Израиля по футболу, опорный и атакующий полузащитник Бибрас Натхо, выступающий ныне за московский клуб ЦСКА. Сегодня он — гордость черкесов Израиля, пример для молодежи. Он показал соплеменникам, что талантом и трудом, упорством и нацеленностью на результат можно добиться самых высоких результатов в жизни. Ни место рождения, ни национальная принадлежность не играют при этом главной роли. К слову, имя Бибрас в переводе с черкесского языка на русский означает «защитник от врагов».
В глубину истории уходят черкесские народные танцы и песни. Причем с танцев у черкесов начинается ухаживание будущего жениха за невестой: язык движений и жестов понятнее слов. Если такая форма проявления повышенного внимания парня к девушке производит на нее впечатление, что, опять же, демонстрируется ею в ответных танцевальных фигурах, завязавшиеся в танце отношения находят свое продолжение уж в иной форме.
Ярким и красочным зрелищем стал минувший фестиваль черкесской культуры, состоявшийся в Кфар-Кама. Его участников и гостей приветствовали председатель местного совета Захария Напсо, известный друзский политик, израильский государственный и общественный деятель Аюб Кара и руководители делегаций, прибывших для участия в празднике из Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Над украшенной сценой на площадке для выступлений, оборудованной под открытым небом, развевались государственные флаги Израиля и Российской Федерации рядом с национальной символикой черкесов, о которой стоит сказать особо.
Автором национального флага считается Дэвид Уркварт, служивший первым секретарем британского посольства в Константинополе (Стамбуле). Именно по его эскизу летом 1836 года черкесские княжны изготовили полотнище, ставшее общенациональным флагом Черкесии.
12 звезд на нём символизируют 12 черкесских племен (колен), а пучок из трех стрел обозначает межплеменной мир и согласие. Зеленый фон — как цвет ислама, так и символ жизни и процветания. Именно этот флаг является сегодня государственным для Республики Адыгея в составе России и Международной черкесской ассоциации. Черкесы возносят молитвы на арабском языке. Примечательно, что нынешний имам новой мечети в Кфар-Кама — подполковник в отставке Армии обороны Израиля.
Говорят эти люди на своем родном древнем языке, изучая в школах, наряду с ним, иврит, арабский и английский. Первый их букварь, изданный в 1918 году, использовал арабские буквы, в 1927 году для них ввели латинский алфавит, а в 1938-м все перевели на кириллицу, которую, однако, нам, привыкшим к ней с детства, не понять. А вот задушевные напевы — другое дело: то, что принимает сердце, не нуждается в переводе с одного языка на другой.
Свое искусство в полном формате продемонстрировал приехавший в Кфар-Кама из Нальчика Государственный академический ансамбль «Кабардинка» — адыгского (черкесского) народного танца, один и старейших на Северном Кавказе — лауреат многих международных фестивалей, кавалер высоких государственных наград Иорданского Хашимитского Королевства. Высокий уровень исполнения и яркие костюмы впечатлили всех и каждого. Тепло был принят и вокальный коллектив из Майкопа — столицы Адыгеи.
Артисты дарили живой звук, а исполнители продемонстрировали виртуозную игру на национальных инструментах. Ритмичные мелодии не стихали над черкесской деревней до позднего вечера. В концерте также приняли участие и местные юные дарования — те, кому предстоит сохранять и продолжать традиции дедов и отцов.
Благодарными слушателями и зрителями стали на фестивале съехавшиеся в черкесскую деревню евреи, друзы, израильские арабы — это был подлинный праздник для всех. «Тропа, по которой не ходят, зарастает бурьяном», — так гласит черкесская пословица. Израильские черкесы искренне рады всем, приходящим к ним с миром. Дороги, ведущие в их деревни, всегда будут такими же открытыми, как горячие сердца этих добрых людей.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль



Комментарии:

  • 3 ноября 2023

    Алексей

    Интересно было прочитать! Спасибо!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции