Георг Эберс — египтолог и писатель
Зародившаяся на берегах Нила около шести тысяч лет назад древнеегипетская цивилизация не устает поражать и восхищать всех тех, кому довелось хоть раз соприкоснуться с ее красотой и величием. Для того чтобы попытаться проникнуть в глубины этой в течение многих веков загадочной терра инкогнита, была создана специальная наука, получившая название египтологии. Начало изучению этой таинственной дисциплины положил гениальный французский ученый, исследователь Жан-Франсуа Шампольон, сумевший расшифровать доселе непостижимую письменность, запечатленную на стенах храмов и гробниц, на хрупких глиняных дощечках и свитках папируса.
Древнеегипетская культура — это гигантская мозаика, за много тысячелетий накопившая колоссальный объем самых разнообразных знаний. Поэтому Шампольону и его преемникам пришлось заниматься не только сложнейшими проблемами письменности, но и разработкой вопросов хронологии и истории. Наибольший вклад в изучение данной тематики внес немецкий египтолог, профессор Берлинского университета Карл Рихард Лепсиус. Основы хронологической периодизации истории Древнего Египта, созданные Лепсиусом, в полной мере сохранили свое значение и по сей день. Его главной заслугой стало открытие многочисленных памятников, в том числе более 70 не известных ранее пирамид.
Одним из наиболее ярких и талантливых учеников Лепсиуса, несомненно, являлся Эберс.
Путь к себе
Георг-Мориц Эберс родился в 1837 году в Берлине, в состоятельной еврейской семье, чьи предки были хорошо известны еще с начала XVII века. Способный юноша под нажимом родителей поступил на юридический факультет знаменитого университета в Геттингене, в котором, кстати, издавна проживала довольно значительная, по меркам провинциального прусского городка, еврейская община. Весьма вероятно, что здесь молодому человеку довелось посещать лекции профессора Авраама Штерна — первого еврея в Германии, которому было дозволено возглавить университетскую кафедру.
Получив диплом юриста, молодой Эберс не пожелал далее строить свою карьеру в области юриспруденции, предпочтя поступить в Берлинский университет по специальности «восточные языки и археология». Здесь и состоялась его встреча со всемирно известным египтологом Лепсиусом, которая и определила всю его дальнейшую деятельность. Первая научная экспедиция в Египет, в которой принял участие Георг Эберс, состоялась в 1865 году, в результате чего на свет появилось глубокое научное исследование, озаглавленное: «Древний Египет и книги Моисеевы».
В этой работе на основании многочисленных данных Эберс убедительно продемонстрировал глубокую осведомленность составителей Пятикнижия (Торы) во всех вопросах, касающихся истории, географии и этнологии Древнего Египта, а также научно доказал сам факт пребывания и Исхода евреев из страны фараонов. Неоценимую пользу в подготовке материалов для исследования оказал Эберсу крупный немецкий египтолог Генрих Бругш, который, по счастливому стечению обстоятельств, в тот год находился в Египте, пребывая в высоком ранге прусского консула в Каире. Он приоткрыл Эберсу доступ к уникальным документам, хранившимся в специальных архивах. Впоследствии Бругш, впервые в мировой практике, составит объемный словарь древнеегипетского языка.
Около 1872 года состоялась новая поездка Эберса в Египет, получившая поистине огромный резонанс, поскольку берлинскому ученому на сей раз посчастливилось найти редчайший папирус XVI века до н.э., целиком посвященный проблемам медицины, озаглавленный: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В нем содержатся наименования 900 препаратов для лечения заболеваний органов дыхания, пищеварения, кожи, мочеполовой системы и т.д. Один из разделов папируса целиком посвящен косметическим средствам, а в другом изложены вполне современные представления о причинах возникновения самых разных заболеваний. Этот потрясающий документ давно минувшей эпохи получил в науке название «Папирус Эберса».
Наука и просвещение
Огромный запас фундаментальных знаний в области изучения древнеегипетской цивилизации, накопленный Георгом Эберсом за прошедшее время, снискал ему заслуженную славу и признание во всем мире, поскольку его имя неизменно входило в когорту имен наиболее крупных светил интереснейшего и популярнейшего направления исторической мысли. Однако все это время его не покидало ощущение своей принадлежности к некоему замкнутому клану, изолированному элитному сообществу адептов тайного знания, за пределами которого простирался необъятный океан человеческих интересов. Творческое воображение Эберса требовало такого реалистического полотна, на котором бы яркие исторические персонажи, запечатленные в иероглифических надписях на стенах храмов и в папирусных свитках, оживали, взаимодействовали, интриговали, влюблялись и умирали. Таким полотном для него могло стать литературное воплощение далеких событий, почти неизвестных широкой публике.
Дабы не ограничиться малоинтересным, простым перечнем фактов и в то же время не быть обвиненным в искажении исторической правды, Эберс избирает полубеллетристическую форму изложения, снабженную подробными авторскими пояснениями. Так в течение нескольких лет мировая литература обогащается целым рядом уникальных исторических романов из древнеегипетской истории, каждый из которых немедленно становится общепризнанным бестселлером. Потрясающие картины, рисующие древнюю загадочную цивилизацию, воплощенные вдохновенным пером Эберса, являлись абсолютно эксклюзивным материалом, если не считать сценария знаменитого французского египтолога Огюста Мариетта, по которому было создано либретто бессмертной оперы Верди «Аида».
Путеводным маяком в своем творчестве Эберс справедливо считал восхитительное произведение знаменитого французского романиста Гюстава Флобера «Саламбо», в котором воссоздание исторической обстановки и колорита в Карфагене накануне войны с Римом доведено до совершенства. Справедливости ради надо сказать, что Эберсу, несмотря на огромную популярность его книг, подняться до подобных высот все же не удалось.
Среди наиболее известных произведений писателя и ученого следует отметить романы «Уарда», в котором ярко представлены удивительные нравы и обычаи, процветавшие при дворе самого могущественного фараона Египта Рамсеса II; «Серапис», наполненный драматизмом борьбы молодого христианства с отмирающей языческой культурой; «Клеопатра» — необычайно тонкое и глубокое прочтение образа великой интриганки на египетском троне. Особняком можно поставить роман «Иисус Навин», в котором великолепно воспроизведены драматические перипетии завоевания Ханаана израильским народом, ведомым любимым учеником и духовным наследником Великого Законодателя и Пророка Моисея — Иисусом Навином.
В 1880 году выходит в свет фундаментальный научный труд Эберса под интригующим названием «Древний Египет в истории и Писании». В последующие годы Эберс издает жизнеописание своего учителя Карла Рихарда Лепсиуса и публикует подробный, оснащенный самыми современными данными путеводитель по Египту.
Участие в тяжелых экспедициях не прошло бесследно для здоровья Эберса. Он стал часто болеть и в 1889 году вынужден был оставить научную деятельность, поселившись в своем летнем домике на берегу Штарнбергского озера. Здесь его часто навещают бывшие коллеги, многочисленные поклонники, а также видные деятели литературы и искусства. В последние годы жизни Эберс особенно сдружился с известным британским художником Лоуренсом Альма-Тадемой, чьи замечательные картины, в том числе на сюжеты древнеегипетской истории, несомненно явились плодом творческого общения со знаменитым ученым.
Вообще следует сказать, что эпоха Просвещения, или неоклассицизма, возникшая на волне всплеска интереса к событиям древности, своим успехом во многом обязана археологическим находкам, открывшим восхищенному взору образованной публики удивительные красоты давно минувших времен. И одним из тех, кто подарил благодарному человечеству радость обретения новых знаний и нового взгляда на далекое прошлое, был замечательный ученый и талантливый писатель Георг-Мориц Эберс.
Борис ЯКУБОВИЧ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!