Цадик

 Михаил Садовский
 7 сентября 2016
 2957

В семье Цадиковича, погибшего при погроме на Украине, родился мальчик. В память об отце новорожденного назвали его именем — Цадик и, конечно, он бен Цадик, а если на обрезании у него присутствует сам Любавичский Ребе Менахем Мендель Шнеерсон, то что остается такому человеку в жизни? Несомненно, оправдать свое тройное «цадикство»!

Вот и хочется понять, как ему это удалось, несмотря на то что с самого начала жизнь этому препятствовала в стране, которая называлась Советский Союз. В паспорте его записали Анатолий Анатольевич вместо Цадик Цадикович, но, правда, Цадиковский.

А дальше? Всё, как у всех: рос, учился, голодал, служил в армии (с 1939 года), прошел две войны в пехоте, вернулся живым с наградами, ранениями и женой (с которой вместе все годы), прошел он Великую Отечественную от Москвы до Кенигсберга.

Демобилизовался Анатолий Анатольевич и пришел работать во Всесоюзный дом звукозаписи, ДЗЗ, как все его называли «на Радио».

Шел «замечательный» 1947 год. Цадиковского, несмотря на его фамилию, пятый пункт и внешность, приняли — не поверите — в Академический оркестр русских народных инструментов Главной музыкальной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию! (тогда он назывался несколько иначе). Поистине Б-г простер над ним свою руку.

Это время я хорошо помню цепкой детской памятью. И помню, что тогда происходило. Со всеми. Со страной. А с «беспачпортными космополитами» — особо…

Но Цадиковский в разговоре не раз говорил мне, что никогда за всю свою жизнь не почувствовал антисемитизма, уж во всяком случае, по отношению к себе. И это раззадоривает меня, потому что совершенно противоположно тому, что я могу сказать о себе, хотя жили мы в одной стране, в одном городе, дороги наши вели нас по одним и тем же ступеням, коридорам, кабинетам, студиям, творческим союзам, сценам, эстрадам, сводили с теми же композиторами, певцами, артистами, чиновниками, министерствами, Гос- и Росконцертами… много лет. Десятилетий. И все фамилии, которые называет мне мой друг Анатолий Цадиковский, рассказывая о себе, для меня не пустые имена и не старые обесцвеченные фото. Это люди, о которых я в свое время составил мнение при общении с ними, так же точно, как он свое. Я знаю многих людей, чье мнение совпадает с моим полностью, потому что составлено оно по тем же поступкам и обстоятельствам, о которых известно мне или свидетелем которых я сам был.

Если бы у меня были основания не верить Толе (простите мне такое обращение — это не амикошонство, а указание на предел доверия), я бы и не стал писать о нем. Но в том-то и дело, что ему его Роль (именно с большой буквы) досталась, как выяснилось, совершенно не случайно, и тяга к нему людей, и доверие их Анатолию Анатольевичу просто удивительно беспредельны.

Мало того, что он, еврейский цадик, был одним из уважаемых людей в оркестре! Но Анатолий Цадиковский в этом оркестре, так сказать, внутри его, организовал Ансамбль русских народных инструментов и руководил им более четверти века, до самого последнего дня перед отъездом в Америку, в США. Еще за день до отлета он проводил запись в ДЗЗ!

И вот статистика. 6000 (в скобках сумма прописью: шесть тысяч!) записей в Золотом фонде Всесоюзного радио сделано Анатолием Цадиковским! Неслыханная цифра. Думаю, что ни один из работавших на радио не сможет «похвастаться» таким количеством. Надо заметить, что записи, попавшие в «Золотой фонд», прошли предварительно суровый отбор по качеству — во всех смыслах этого слова. И дело не в цензуре, а в качестве авторском, исполнительском, техническом.

Почему же так получилось? По Москве ходила такая легенда: «Цадиковский — это Слово, это Фирма!»

Действительно, прямо по классику: «Вечером ноты — утром запись»! Потому что в ДЗЗ, кроме нужд самого радио, записывали музыку к кинофильмам, особенно республиканских и провинциальных студий, музыку к театральным спектаклям, телевизионным передачам, постановкам, телефильмам. И работал по всем этим направлениям Цадиковский с разными оркестрами, от маленькой камерной группы до симфонических и эстрадных. Для «всея страны», как говорит сам Анатолий Анатольевич…

И тут, следом, еще одна цифра выплывает: 50 пластинок «Гигант» выпустила Всесоюзная фирма «Мелодия» с записями Анатолия Цадиковского! Может быть, сухо, скучновато? А для людей, еще помнящих те времена, вплоть до конца восьмидесятых XX века, звучит это весьма весомо, как и имена солистов, с которыми сделал эти записи Анатолий Цадиковский. Их невероятно много, и Толя всех их помнит и главное — их музыкальные вкус и особенности. Перечислять их имена не стану — называйте любое, не ошибетесь.

А еще надо добавить в список солистов-инструменталистов, хоровые коллективы, квартеты «Улыбка», «Советская песня», «Иван да Марья», трио «Рябинушка», ансамбли «Березка», «Ритмы планеты», «Школьные годы»…

Всё по гамбургскому счету, поэтому дело не количестве, а в том, что каждый из них был действительно мастер, у каждого своя манера, свое амплуа, свои возможности, и каждый после записи искренне восхищался работой Цадиковского и навсегда оставался его исполнителем, хотел работать только с ним и добивался этого всеми возможными способами.

А Толя Цадиковский, более всех придиравшийся к собственному творчеству, Ремеслу с большой буквы, после записи умел весело и щедро отметить с друзьями это творческое событие, что как бы продолжало работу, ставило авторитетную точку.

С маэстро Цадиковским можно было поспорить насчет концепции его записи, но не качества! И, возможно, тут секрет его предупреждения не раз сделанного мне по поводу его ощущения себя в те непростые годы. Уровень его мастерства ставил его в исключительное положение.

Увы, не стало того радио, которое умело делать радиоспектакли и музыкальные передачи-сказки для малышей, нет той фирмы «Мелодия», которая выпустила великолепную пластинку с записями русских романсов и еврейских песен солиста Большого театра, народного артиста России, замечательного тенора Соломона Хромченко в сопровождении Ансамбля русских народных инструментов под управлением Анатолия Цадиковского и в его же оркестровке.

Нет уже, к великому сожалению, и «Золотого фонда» Радио, перекупленного и разбазаренного!

Толя уехал в Америку.

«Как так? Что же ты уехал из такого рая, где «в среднем евреям хорошо живется?» – «Ну, ты же знаешь, — отвечает Цадиковский, — в девяностые так страшно стало. Такой антисемитизм! У меня тут дочь, внуки, правнучка уже. Дилан-Мэри зовут».

Всё же не обошло и цадика, значит…

«А как же ты в Америке без своей работы, уже более двадцати лет!?»

«Без работы!? Ну что ты говоришь! Я тут только появился, как меня в оборот взяли! У нас в Аризоне, в городе Туссоне, есть оркестр при университете. Здесь изучают русскую культуру. И репертуар русский. Знаешь почему? Его организовала праправнучка Фаддея Булгарина! Да, да, того самого. Есть и хор, и танцевальная группа. Повторяют моисеевский ансамбль и “Березку” не забывают. А зал американский с восторгом принимает их концерты. Ну, я и присоединился: партитуры, концерты. Но пора угомониться! Ты знаешь, сколько мне лет?»

«Толя, Толя — это ни к чему! Не вспоминай про возраст, если нота звучит!»

Анатолий Цадиковский, известный шутник и рассказчик. Он весь мир исколесил с Оркестром русских народных инструментов, еще при жизни Франко выехал в Испанию со своим ансамблем, когда не знали, как наладить отношения двух стран, потом всем в Москве хотелось послушать рассказы Анатолия Анатольевича с показом его слайдов об этой поездке. А когда кто-нибудь из его друзей в те годы вырывался за рубеж (и я в их числе), особенно в капиталистическую страну, звонили Цадиковскому, чтобы получить полную информацию: что смотреть, что слушать, где покупать записи и книги.

Может быть, Толя, благодаря своему таланту и востребованности, не чувствовал на себе пресса пролетарской диктатуры. Я в ранней молодости написал: «Беда чужою не бывает — не разори косой гнезда!» И старался так прожить свой век.

В середине девятого десятка Анатолий Цадиковский исправил нашу общую ошибку, что мы вместе ничего не написали за долгие годы дружбы: сочинил на мои стихи из книжки «Бобе Лее» песню. А еще очень мне помог и по записи, звучавшей на Радио сказки «Когда начинается утро», воссоздал клавир, который был красиво издан.

Если вы сомневались, что на земле существуют цадики — вот вам пример: Анатолий Анатольевич Цадиковский.

Я поколебал ваши сомнения?

Михаил САДОВСКИЙ, Россия

 



Комментарии:

  • 17 марта 2019

    михаил садовский

    Какая разница? она в том, что приличные люди подписывают свои комментарии и не прячутся за этакие вот "имена"!

  • 10 июня 2017

    Какая Разница

    уважаемый редактор!

    на американских сайтах легко находится информация что Анатолий Цадиковский, 27 ноября 1919 года рождения, скончался в Финиксе, штат Аризона, 2 мая 2010 года!

    неужели вы опубликовали статью, пролежавшую в редакционном портфеле более 6 лет?


  • 23 апреля 2017

    Какая Разница

    А.А. до 120!

    пс

    если я правильно понял, он 1919 или 1920 года рождения?



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции