Прогулки по «русскому» Талмуду
Из номера в номер я рассказывал вам истории про Ноя и про потоп. Сколько можно! Хватит уже! Перейдём теперь к Вавилонской башне — к первому во всемирной литературе проекту небоскрёба, причём куда более амбициозному, чем самые смелые нынешние проекты.
В отличие от меня, пишущего эти строки, вы видите, что за картинка украшает мой текст, а я — нет, не вижу. Однако же бьюсь об заклад, что это будет башня, увиденная глазами любимого мной Питера Брейгеля — старшего. Если только главный редактор «Алефа» Лариса Токарь из чистого чувства противоречия не поставит иную картинку. Но я верю: она так не поступит. Потому что Ларисе Токарь не свойственно чистое чувство противоречия, и что-то мне говорит, что она тоже любит Питера Брейгеля — старшего.
Вот текст Торы в переводе Давида Йосифона:
И был на всей земле один язык и слова одни. И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там. И сказали друг другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины. И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: ведь народ один и язык один у всех; и вот что начали они делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать? Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Поэтому наречено ему имя Бавэл, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по лицу всей земли.
(«Берейшит» 11:1—9)
А вот рассказ о том же, слепленный Бяликом и Равницким из трёх мидрашей с подробностями, отсутствующими в Торе. Значит так, царь Нимрод решил построить город с башней.
Держали совет приближенные Нимрода — Футь, Мицраим, Хуш, Ханаан и другие родоначальники того поколения.
– Город, — говорили они, — с грозной крепостной башней небывалой доныне высоты — это даст нам возможность сосредоточить свои силы в одном месте, прославит нас по всей земле и даст нам господство и власть над всеми нашими недругами.
В народе говорили:
– Через каждые тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет устои небесные расшатываются. Сделаем небу подпоры со всех четырех сторон света.
И еще про Б-га говорили:
– По какому праву Он избрал для себя небесные высоты, а для нас юдоль земную оставил? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающего Б-га на бой.
С каждым днем башня росла все выше и выше и наконец достигла такой высоты, что добраться до верха для доставки строительного материала требовалось не менее года времени.
Семь подъемов было у башни с восточной стороны и семь сходен с западной. Если падал человек и убивался насмерть, никто на это не обращал внимания, а потеря одного кирпича вызывала вопли отчаяния:
– Горе нам! Сколько придется ждать изготовления другой плитки, когда каждая минута дорога!
Смешал Господь язык их так, что один не понимал речи другого. Один скажет другому: «Принеси воды», а тот несет песку; «Подай топор» — подает лопату. Рассвирепеет тот и раскроит ему череп.
У меня рука тянется написать комментарий к пересказанной Бяликом и Равницким истории, однако же я сдержу себя — перенесу комментарий на следующий месяц, дабы оставить побольше места Питеру Брейгелю — старшему. Поэтому прокомментируйте этот текст сами в качестве несложного и полезного домашнего упражнения, а через месяц сравним комментарии.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Иллюстрация: Питер Брейгель — старший
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!