ПЕРВАЯ БЕСЕДА О КНИГЕ «ТАНИЯ»

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 4428
19 Кислева — праздник Освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости в 1898 году. Эта дата отмечается, как Новый год хасидизма. В этот день начинается новый годичный цикл изучения главного сочинения Алтер Ребе — книги «Ликутей амарим» или «Танья»
19 Кислева — праздник Освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости в 1898 году. Эта дата отмечается, как Новый год хасидизма. В этот день начинается новый годичный цикл изучения главного сочинения Алтер Ребе — книги «Ликутей амарим» или «Танья». Что такое книга «Тания» и почему так важно ее изучать? Что нового принесло с собой хасидское учение? Как к одному и тому же результату можно добраться «длинным» и «коротким» путем? И наконец, кто такой «средний еврей»? Ответы на эти и многие другие вопросы — в ближайших беседах. Но сначала — хасидская история. «И» или «или» Когда рабби Леви-Ицхак из Бердичева (легендарный Бердичевский Ребе) впервые увидел книгу «Тания», он пришел в такой неописуемый восторг, что даже воскликнул: «Удивительно, как удалось автору уместить такого «большого» Б-га в такую маленькую книгу?!» (Впрочем, иногда эту историю передают несколько иначе, о чем см. далее.) После этого уже не кажется странным, что те, кому посчастливилось прикоснуться к святому огню, скрытому в этой книге, называют ее не иначе, как «Святая «Тания»». История написания этой книги не менее удивительна. Более двадцати лет ее автор – рабби Шнеур Залман, основатель Любавичского движения Хабад, более известный, как Алтер Ребе (1745–1813), работал над своим сочинением, многократно выверяя и исправляя текст. Известно, что однажды брат Алтер Ребе застал его склоненным над рукописью в глубокой задумчивости. «Вот уже третью неделю я никак не могу решить, какой союз ставить здесь: «и» или «или»? Таков был уровень требовательности к тексту и точности формулировок, дабы не исказить смысл. «Изречение об истине» Начнем с самого названия книги, поскольку в еврейской Традиции название всегда отражает суть предмета. Строго говоря, речь идет не об одной книге, а о целом сборнике, состоящем из пяти отдельных частей или книг, собранных и соединенных вместе в один этико-философский труд уже после смерти самого Алтер Ребе. Кстати, это, а также скрупулезная точность языка и неисчерпаемая глубина мысли дали основание сравнивать этот труд с Пятикнижием, а саму книгу «Тания» называть «Письменной Торой хасидизма». Однако вначале речь пойдет лишь о первой из пяти книг, полное название которой «Ликутей амарим», или «Сборник статей». Запомним слово «амарим», которое переводится, как «статьи», «высказывания», «изречения». Это название ассоциативно связано с одной фразой из книги «Мишлей» («Притчи Соломоновы», 22:21): «Дабы поведать тебе истину, слова правды, чтобы передать изречения («амарим») об истине тем, кто послал тебя». «Изречения об истине» – это «наставления тем, кто спрашивает тебя об этом». Так поясняет эти слова классический комментарий РАШИ (рабейну Шломо Ицхаки, 1040–1105). Действительно, книга «Ликутей амарим», или «Тания» во многом построена на беседах с реальными, живыми людьми, которые приходили к Алтер Ребе за помощью и советом. Постепенно (напомню, что книга создавалась в течение 20 лет!) эти советы ложились на бумагу, складываясь в главы будущей книги. Но и сегодня, вчитываясь и вдумываясь в эти слова, мы можем ощутить себя как будто на аудиенции у самого Алтер Ребе, и услышать его «изречения об истине» — советы и наставления, адрессованные каждому из нас. Впрочем, об этом мы поговорим в следующий раз. Книга для «средних» Всего в первой книге 53 главы, не считая титульного листа. И именно его, как правило, мы пропускаем, торопясь перейти, как нам кажется, к самому главному. А зря, ведь в еврейских книгах многому можно научиться, изучая как раз титульный лист. И в данном случае как раз на нем стоит задержаться подольше. Книга имеет и другое название: «Сефер шель бейноним», т.е. Книга для «средних» или Книга о «средних». И тот, и другой перевод будет правильным. Правда, я уверен, что большинство из нас не хотели бы считать себя «средним», пусть даже «средним евреем». Однако «средний» еще не означает «посредственный». В данном случае «средний» – это синоним слова «достойный», «подобающий», «соответствующий норме». Другими словами, тот, кто достоин своего еврейства, соответствует высокому призванию быть евреем и соблюдает требования своей Традиции всегда, всюду и во всем! Поверьте, это очень почетно — быть просто «средним евреем»! А если вы все-таки сомневаетесь, то давайте вместе откроем книгу Алтер Ребе, начиная с титульного листа. Кстати, один из выдающихся раввинов того поколения, прочитав и изучив эту книгу, резко изменил свою самооценку, выразив это словами: «Теперь я вижу, что до праведника мне уж точно далеко. Дай Б-г быть хотя бы «средним» евреем!» Кажется, эта книга будет полезна всем тем, кто пока еще не может категорически утверждать, что он уже достиг уровня праведника.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции