«Оптимальный вариант»

 Михаил Садовский
 3 августа 2016
 2156

Первую профессиональную гитару Олег Чилап, ныне известный рок-музыкант, автор-исполнитель, поэт, писатель и радиоведущий, купил на свои, кровные, которые заработал летом на Севере в студенческом стройотряде. Хотя родители в состоянии были сделать сыну такой подарок.  

Я знаю Олега Викторовича давно. Мне очень понравилось это: гитара на свои, а она ему очень была нужна. Дело в том, что с одноклассниками московской школы с математическим уклоном № 625 Олег Чилап организовал музыкальный ансамбль, и деньги на инструменты они заработали сами. Наверное, это было оптимально — заработать самим. Не знаю, но предполагаю, что поэтому и название они придумали такое: «Оптимальный вариант». Удачное название, как доказала жизнь.
Биографию этого ансамбля излагать не стану, он настолько популярен, о нем столько написано, что его подробную историю легко можно найти в Интернете. Скажу только, что он до сих пор весьма активно концертирует, выпускает записи на дисках, которые пользуются успехом и внесены в разные престижные списки, антологии и, например, в Энциклопедию русскоязычного рока ХХ века. В январе 2003 года фирма Moroz Records выпустила сборник лучших песен группы в популярной серии «Легенды русского рока».
Очевидно, что математический уклон школы не повлиял на решение ребят, как им строить свою жизнь, хотя вдохновитель, лидер группы и автор произведений окончил, ни много ни мало, Бауманский институт, где обучался ракетостроению!
«Сначала приобрети профессию, а потом, после работы, можешь сочинять, писать стихи, петь», — это была расхожая родительская сентенция, и многие из нас получали дипломы, потом отрабатывали положенные по распределению три года с единственной мыслью: «Скорей бы они закончились, чтобы заняться любимым делом». И эти три года закончились. Вот что пишет сам Олег Чилап:
«Родился для радости в городе Харькове в роддоме им. Дарвина рано утром 2 августа 1959 года. С семилетнего возраста живу в Москве, москвич и по национальности. В 1983 году окончил МВТУ им. Баумана, по распределению три года работал инженером ракетной техники, после чего подался в грузчики. Освоил множество профессий — лаборанта, строителя-каменщика, сварщика, дворника и сторожа. Во второй половине ХХ века, сразу после окончания школы, создал музыкальную группу “Оптимальный вариант”, в составе которой играю по сей день».
Такие крутые повороты человека в жизни окружающие, а особенно близкие люди, зачастую воспринимали с непониманием и большим трудом. Но совершенно очевидно, что совершить такую перемену мог человек целенаправленный, увлеченный и опирающийся на свой талант, в который верил. Знаменитых примеров в истории немало: химик Бородин стал великим композитором, а учебники по фортификации композитора Кюи до сих пор не устарели, да и Антон Павлович Чехов по образованию врач...
Но это далеко, а вот совсем близко, из моих личных друзей и знакомых: военный летчик Леонид Афанасьев и химик Геннадий Гладков — известные композиторы, поэт Александр Городницкий — ученый-океанолог, Юрий Визбор — учитель, Аркадий Арканов — врач… Особенно много примеров в детской литературе, в которую Самуил Маршак привлекал «бывалых людей»: Виталий Бианки, Борис Заходер, Лев Кассиль, Валентин Берестов… Все они пришли в литературу из других профессий. Список длинный…
Я думаю, это естественно и объяснимо. Под давлением взрослых еще не оформившийся и не познавший себя человек очень часто, даже в большинстве случаев, начинает жизнь не по своему желанию и истинному предназначению. Трудно, очень трудно быть свободным в несвободной стране СССР. Я не употребляю расхожую фразу, а говорю это совершенно ответственно, потому что сам в 1968 году после защиты диссертации, став кандидатом технических наук, ушел на вольные хлеба в самый разгар борьбы с тунеядцами, судилища над Иосифом Бродским и событиями в Чехословакии.
Главное — надо было по первому требованию предоставить в милицию справку о месте работы и ежемесячных доходах! А где было ее взять человеку, не состоящему ни в каких творческих союзах и по непонятной причине оставившему работу в госучреждении, лаборатории, конструкторском бюро, школе, больнице?
Не каждому под силу сделать такой выбор, много талантливых людей, так и не решившихся жить по зову сердца, загубили свои таланты, и это была трагедия не только их, личная, но трагедия всего зажатого советского передового общества, которому был нанесен невосполнимый урон!
Уверен, что эти несколько предыдущих абзацев полезно прочесть не только тем, кто родился и вырос уже в другой, вдохнувшей свободы России, но и тем, у кого плохо с памятью и кто тоскует по прежним, благостным для них сталинско-хрущевско-брежневско-андроповским временам. Поэтому низкий поклон тем, кто смог наперекор власти выстроить свою судьбу так, как мечтал, как звало высшее призвание — талант и Б-жье предназначение.
Олег Чилап справился со своей новой дорогой блестяще. Он попробовал себя во всех жанрах литературной деятельности и выпустил книги стихов «Репей`йа» и «Пчела-Пчела», издал книгу прозы «Восемь рук, чтобы обнять тебя», которая привлекла и завоевала читателя, он не ограничился «Оптимальным вариантом», а создал акустическую группу «Пчела-Бэнд» для исполнения своих песен. Вообще пчела так часто появляется в названиях его работ и в стихах, что невольно заставляет сравнить автора с этой неутомимой труженицей.
Я вовсе не задавался целью писать хоть краткую биографию этого автора, но как не упомянуть о его непрерывных концертах — и с его двумя группами, и сольных — не только по всей России и многочисленным престижным московским площадкам, но еще и в Европе, и за океаном, причем не только в «столице мира». 
Диски, диски, диски — их много, они доступны, книги стали букинистической редкостью, но и диски с песнями, и литературные произведения можно скачать в Интернете. У желающих познакомиться с этим автором много возможностей.
Но вот о чем хочется еще сказать — об умении Олега искать и находить дорогу к людям. Когда-то, совсем давно, во времена юности «Оптимального варианта» эти молодые задорные ребята смогли уговорить директора кинотеатра «Таллин» в Москве в Черемушках устроить свое выступление на... плоской крыше этого здания! Для Москвы — событие невиданное! Потом эти выступления повторялись там из года в год, а зрители уже знали о них и приезжали из разных концов немаленького, прямо сказать, города!
Выдумка, импровизация — это грань истинного таланта, но надо уметь и суметь воплотить свою задумку. Теперь уже, начиная с 1997 года, каждый июнь на большом теплоходе, курсирующем по Москве-реке, проходит популярный придуманный Олегом Чилапом фестиваль «Улица яблочных лет», в котором принимают участие, кроме «Оптимального варианта», известные рок-музыканты, поэты, писатели, и билеты достать на эту плавучую встречу не так-то просто!
И еще коротко, потому что подробный рассказ обо всех воплощенных задумках Олега Викторовича занял бы слишком много места, а размышлизм — жанр краткий, что немаловажно для журнала.
Многие годы в эфире разных радиостанций существовали серийные радиопрограммы журналиста, писателя Олега Чилапа. Менялись названия радиостанций, какие-то просто закрывались, из некоторых автор уходил, не согласный с их эфирной политикой. Сейчас на радио с одиозным названием «Комсомольская правда» звучат две серии передач Олега Чилапа: «Проверено временем» — о людях разных творческих профессий, которые составляли и составляют мозаику культурной жизни мира и России, и передача «Вечер трудного дня» — о музыке «Битлз», приверженцем и поклонником которой Олег Чилап стал еще в школьные годы.
В студенчестве он с друзьями участвовал в манифестации в память основателя и лидера «Битлз» Джона Леннона на Воробьевых (тогда еще Ленинских) горах в Москве, и за этот «идеологически не выдержанный поступок» претерпел много неприятностей в институте. Хорошо еще, что не раздули «дело» и не испортили человеку жизнь.
Не стану приводить никаких доводов, описаний, эпитетов в пользу эфиров Олега Чилапа и прошу извинить меня, что снова апеллирую к Интернету — там столько восторженных отзывов на них, что, право, грешно добавлять еще какие-то слова. Я слушаю эти передачи нерегулярно — в силу занятости, но каждый раз удивляюсь возможностям их автора: понимаю чисто профессионально, какой труд вложен в подготовку каждой из них! А они звучат без повторов по два раза в неделю, и слушаешь их, не отрываясь и отбросив всякие мысли и дела, погружаясь вместе с ведущим в эпоху рассказа и познавая жизнь всегда неординарного персонажа, который — именно так! — плыл не по течению и жил вопреки, как сам автор этих получасовых, не побоюсь громких слов, неиссякаемых радиошедевров.
Думаю, что Олег мог бы уже спокойно прожить без этих радиоэфиров, но культуртрегерство (несмотря на иностранное слово) — великая традиция российской культуры и ее приверженца Олега Чилапа.
Вот что хотел бы сказать, с сожалением завершая размышлизм об Олеге Викторовиче Чилапе. Я мало верю во всякие предсказания и предсказателей, даже знаменитых. Мне порой кажется, что расшифровщики Нострадамуса или Ванги столько своего личного желаемого вносят в мысли и слова ушедших авторов, что вызывают недоверие. Если говорить о многочисленных современных «спецах», как, например, Павел Глоба, то на моей памяти столько вселенских катастроф было предречено Земле и нашему роду человеческому в прошлые недавние годы — не сосчитать! А мы, слава Б-гу, живы!
А вот оптимальный вариант — теперь уже без кавычек, данного в молодости названия — это что: ясное предвидение своей судьбы? Тогда автор — великий предсказатель! Его жизнь действительно сложилась и идет по оптимальному варианту судьбы. Я в этом уверен!
Михаил САДОВСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции