Глава «Ваешев»
«И сказал Иегуда: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь» («Берешит» или «Бытие», 37:26)
Почему братьев, если они были готовы пойти даже на убийство, могло остановить соображение о необходимости «скрыть кровь»? Суровый приговор, который они вынесли своему младшему брату, еще можно как-то объяснить. Но сам факт того, что человек вынужден что-то скрывать, свидетельствует о его неправоте и недостойном поведении. Где недомолвки, там обман.
(Рабби Менахем-Мендл из Коцка)
Глава «Ваигаш»
«Ибо своими устами разговариваю я с вами» (48:12)
Переломный момент во всей истории конфликта Йосефа с его братьями. Йосеф велит передать отцу как подтверждение истинности его слов, что он «своими устами», т.е. на святом языке, разговаривает с братьями. Почему это так принципиально? Казалось бы, Яаков должен только порадоваться за своего сына, который стал правителем в Египте. Но праведник Йосеф прекрасно понимает, что для его отца значительно важней верность традиции. Что значит власть и положение в обществе, если это достигается ценой отказа от веры своих отцов? Именно это послание хотел передать Йосеф своему отцу: Знай, что я еще не забыл святой язык! Я сумел остаться иудеем, даже будучи у власти.
(«Диврей Шауль»)
Глава «Микец»
«А теперь пусть присмотрит
Фараон человека разумного
и мудрогоѕ» (41:33)
В этом совете, который дал праведник Йосеф фараону, содержался простой, но действенный намек. Выражение «присмотрит Фараон» можно перевести, как «убоится». Йосеф хотел этим сказать, что какой бы прочной и незыблемой ни казалась власть фараона, если наступят семь голодных лет, то народное недовольство и протест сметут его с трона. Какой же выход? «Разумный и мудрый» управляющий. Что поделаешь, если даже тогда, три тысячи лет назад, как и не раз, им оказался Йосеф на тот момент единственный еврей во всем Египте.
Глава «Вайхи»
«И склонился Исраэль к изголовью постели» (47:31)
Когда лиса царь зверей
В нашей главе описывается странный случай, когда в конце своей жизни Яаков поклонился своему сыну Йосефу, хотя заповедь почитания родителей предписывает обратное. В качестве комментария приводит известное изречение: «Если лиса становится царем зверей кланяйся и лисе». Оказывается, каждый месяц в зверином царстве сменяется «правитель», раз в году доходит очередь и до лис. Но если это так, то почему в этом высказывании упоминается именно лисица? Чем отличается именно лиса от других зверей, которые тоже, каждый в свой срок, приобретают власть над другими животными?
Оказывается, только лиса хитрое и разумное животное догадывается использовать этот «звездный час» в свою пользу. Остальные же звери упускают эту возможность.
Этот комментарий напомнил как-то Гурский Ребе, рабби Авраам-Мордехай, одному члену общины в момент назначения его на важную должность. Не будем забывать об этом и мы, когда придет наше время.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!