Возвращение евреев Сицилии
Долгое время меня интересовала загадка: как в Сицилии могла возникнуть мафия. Собственно, сам факт возникновения такой структуры меня не удивлял. Поражало другое: каким образом в медвежьем углу Европы, население которого никогда не отличалось особыми организационными и интеллектуальными талантами и занималось в основном экстенсивным сельским хозяйством, могла возникнуть столь хорошо продуманная, строго организованная и четко функционирующая структура. Для этого явно нужны были мозги не землепашца или пастуха.
Ответ я нашел, ознакомившись с историей острова. Согласно средневековой легенде, столица Сицилии Палермо была основана Цефо, внуком Эсава. В XV веке были найдены древние надписи, упоминающие Цефо в качестве начальника палермской башни и свидетельствующие ο проживании в Палермо евреев и финикиян. Отсюда можно сделать вывод, что первые евреи стали селиться на Сицилии еще в период финикийской колонизации и карфагенского господства.
В римский период еврейское население острова увеличивалось в основном за счет рабов, пригнанных римлянами после подавления Великого восстания в Иудее. Из эпохи Римской империи сохранилась надпись, согласно которой еврейская община в Сиракузах построила синагогу. Археологи нашли доказательства проживания евреев в I веке новой эры также в Палермо и Катании. Во второй половине IX века Сицилия перешла под власть арабов. Община росла за счет того, что евреи, выполняя заповедь выкупа пленных, выкупали единоверцев, завезенных на остров в качестве рабов. В X веке арабский автор Ибн-Хаукаль упоминает о целом еврейском квартале, существовавшем в Палермо.
Когда в 1072 году остров завоевали норманны, евреи получили судебную автономию и, став полноправными гражданами, обрели возможность владеть любой собственностью, исключая рабов-христиан, и заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. В гражданских делах евреи судились по еврейскому закону. В Палермо еврейские документы, утвержденные еврейскими нотариусами, имели законную силу. В 1129 году было установлено равенство евреев и христиан города Мессины в пользовании многими привилегиями. А в 1489 году было официально оформлено еврейское общинное самоуправление. Верховный судья евреев был главой всех общин, назначал членов совета, общинных судей и являлся высшей инстанцией в вопросах внутреннего быта евреев.
Но в 1493 году еврейской истории острова наступил конец. Тогда Сицилией правили недоброй памяти Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Еще совсем недавно, в 1489 году, евреи Сицилии пожертвовали весьма значительную сумму на снаряжение испанской армии, готовившейся к решительному бою с маврами. В благодарность король Фердинанд пожаловал им ряд льгот, в том числе и общинное самоуправление. Но указ от 31 мая 1492 года, предписывавший всем евреям покинуть территорию объединенного королевства в течение трех месяцев, включал в себя и Сицилию. Правда, ее жителям дана была небольшая отсрочка, поскольку остров стал перевалочным пунктом для беженцев, покинувших Иберийский полуостров по пути в Венецию и Турцию. Поэтому срок высылки был продлен до 12 января 1493 года. В этот день остров покинул последний еврей.
Ходатайства неевреев острова королю, предупреждавших, что высылка евреев нанесет тяжелый удар по экономике Сицилии, не возымели действия. А беспокоились они не зря — почти 40-тысячная еврейская община контролировала не только торговлю и финансы. Еврейские ремесленники производили лучшие товары, еврейские виноделы — самые дорогие сорта вина, а с еврейскими врачами никто соперничать просто не мог. Хотя бы потому, что других врачей на Сицилии почти не было. Евреи занимались крашением тканей, шелкоткачеством, обработкой железа и меди, рыболовством, земледелием, а также работали по найму.
Короче говоря, евреи были местной элитой и проживали в главных городах. Так, пять тысяч евреев Сиракуз составляли 40% жителей этого города. В Палермо непосредственно перед изгнанием проживали 850 еврейских семей (по информации Овадьи Бартануры), а в Мессине — 2 400 евреев. Лишиться их в одночасье сицилийцы позволить себе не могли. Поэтому параллельно с обращениями к королю они оказывали сильное давление на евреев, убеждая их остаться. Хотя остаться евреи могли только при одном условии: принятии христианства.
Несмотря на то что их предки жили на Сицилии веками, несмотря на прекрасные отношения с другими жителями острова, 65% евреев креститься отказались. И покинули остров. Но ведь 35% остались! И не просто остались, а, крестившись, то есть став марранами, возглавили и те сферы, которые раньше им были недоступны. Их потомки, скорее всего, и приложили руку к созданию мощной структуры сицилийской мафии. Она была не только спаяна железной дисциплиной, столь несвойственной расслабленным итальянцам, но и обладала строгой иерархией.
Ее руководители имели потрясающее деловое чутье, предвидя, куда следует вкладывать деньги и в каких сферах намечается развитие. Поэтому весьма логично предположить, что именно еврейские мозги могли стоять за подобной организацией. Придумать и создать мафию, закрытое сообщество со своим кодексом чести, обеспечивающее справедливость каждому своему члену вне зависимости от его отношений с государством, вполне могли люди, настрадавшиеся от несправедливого отношения к ним этого самого государства. Вряд ли евреи были рядовыми членами мафии, намного вероятней — ее руководителями. Поэтому, если поскрести какого-нибудь дона Корлеоне, то вполне возможно, что его сицилийская внешность скрывает марранское происхождение.
После депортации 1493 года еврейская община острова так и не восстановилась. Лишь в 1920-х годах, когда начали прибывать отдельные еврейские семьи из Центральной и Восточной Европы, в Палермо образовался миньян. Но в 1937−1938 годах, после принятия в Италии антисемитских законов, большинство евреев вновь покинули Сицилию. В конце 1960-х годов на Сицилии проживало около 50 евреев, из них в Палермо — всего лишь семь семей.
Инквизиция жестко преследовала евреев Сицилии, принявших христианство, но продолжавших втайне соблюдать некоторые еврейские обряды. Тех, кого она сумела уличить, отправили на костер. И, тем не менее, во многих семьях новообращенных продолжали соблюдать еврейские обычаи. Вплоть до сегодняшнего дня.
На одной из центральных площадей Палермо 12 января 2016 года состоялся митинг, в котором приняли участие более 400 человек. Митинг был посвящен совсем не праздничной дате в истории острова — 523-й годовщине высылки евреев. Все, кто принял в нем участие, — потомки евреев, которые сегодня не считают нужным больше скрывать свое подлинное происхождение. Многие из них уже несколько лет изучают иудаизм под руководством молодого раввина Пинхаса Понторло, бывшего главного рава Неаполя. Несколько лет назад раввин вместе с семьей сделал алию и проживает постоянно в Израиле, но часто наведывается на Сицилию, помогая желающим найти свои корни. Его ученики находятся на столь продвинутой стадии, что речь идет о прохождении ими гиюра и признании их евреями.
Раввин рассказал израильской газете «Макор Ришон», что сегодня обнаружение своих еврейских корней происходит очень быстро. Скажем, молодой человек видит, как его бабушка зажигает две свечи в пятницу вечером. Он видит это всю свою жизнь и воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Но когда его интерес становится чуть глубже, то с помощью «Гугла» он в течение нескольких минут узнает, что речь идет о чисто еврейском обычае.
Рав Понторло ставит своей целью восстановить еврейскую общину Палермо. Сегодня молитвы не ведутся ежедневно, а только по праздникам, и не в общественном месте, а на частных квартирах. По словам раввина, власти относятся к нему и его ученикам с симпатией и прислушиваются к их просьбам. Поэтому открытие синагоги в Палермо — лишь вопрос времени. И совсем недалекого.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
Фото: Арбель Козленко
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!