Мужская работа
Году в 2001 или 2002 в аэропорту Шереметьево-2 я попросил охранника на входе в терминал разрешить молодому человеку меня проводить, поскольку багаж был очень тяжелым. Когда мы подошли к таможеннику, я начал распускать молнию, чтобы вынуть и разложить багаж на проверку, — такие тогда были правила в Москве. Однако таможенник жестом остановил меня и произнес гордо и веско: «Мужскую работу не проверяем!» Я благополучно улетел и всю дорогу ломал голову и удивлялся, что значит эта фраза и почему мой багаж не проверяли.
Дело в том, что провожал меня известный актер театра и кино Сергей Векслер, а буквально за несколько дней до этого эпизода на экраны вышел фильм режиссера Тиграна Кеосаяна «Мужская работа», и весь город был оклеен афишами с портретом Сергея Векслера. Я еще не успел тогда посмотреть фильм, а афиша как-то не сопоставлялась с этим эпизодом...
Что означал он — популярность, славу? Думаю, нечто более значительное: на экране появился обаятельный человек, свой, которого встречаешь каждый день и который может и готов защитить тебя, сделать твою жизнь спокойнее в эти тревожные годы. Человек, которому можно доверить самое дорогое, к которому можно обратиться за помощью с уверенностью, что он не останется равнодушным и у него есть силы выполнить просьбу.
Этому актеру и человеку поверили еще и потому, что много раньше Сергей Векслер уже выступал в главной роли в фильме со знаменательным названием «Чтобы выжить» режиссера Всеволода Плоткина. Значит, верилось: это не случайно, значит, в жизни есть такие люди, а это радовало сердце и душу.
Мне кажется, что «Мужская работа» для Сергея Векслера — не только название фильма, а человеческая суть его самого: все, что он делает в жизни, это мужская работа. По роли в фильмах он сам выполняет все трюки. Он серьезно занимается силовыми единоборствами и кандидат в мастера спорта по дзюдо. Он сам может разобрать, а главное, собрать автомобиль и поэтому не боится дальних дорог. Он окончил профессиональную художественную школу и не только создал эскизы и чертежи дома, но и, можно сказать, возглавил стройку как прораб. Он, если бы не театр и кино, мог быть прекрасным, тренером, поваром, педагогом... Талант всегда многогранен.
Впервые в театре я увидел его в спектакле «Федра» по пьесе Марины Цветаевой, поставленной Романом Виктюком. Главную роль исполнила Алла Демидова — ведущая актриса Театра на Таганке. Ее партнерами были популярные сегодня, но в то время только начинающие творческий путь Алексей Серебряков (Ипполит), Дмитрий Певцов (Темная сущность) и Сергей Векслер (Тезей). Это был звездный состав отличного спектакля.
Кстати, все три актера большие друзья в жизни, а не только партнеры на сцене, что в любые времена ценится особо высоко. Мне не раз приходилось быть свидетелем верности их дружбы, а это высокое мужское достоинство.
Потом я видел творческую работу Сергея Векслера в другом качестве: во МХАТе в постановке Олега Ефремова «Борис Годунов» он выступал как сорежиссер по сценическому движению, это его вторая специальность, записанная в дипломе, кроме «актер театра и кино». Вскоре в качестве режиссера он поставил спектакль «Давайте посмеемся» по пьесе Александра Вампилова. И оказалось, что режиссерская работа вовсе не случайность для Сергея Векслера и на подмостках, и на экране, но, конечно, для него самое-самое — это «фильм, фильм, фильм!»
Рассказываю только о тех работах, которые видел сам, а если задаться целью хотя бы упомянуть все названия театральных постановок, фильмов, сериалов, телеработ, в которых он был ведущим, и прочих творческих «затей» Сергея Векслера, получится не рассказ, а некая ведомость из многих, многих десятков пунктов, а может быть, их число уже перевалило за сотню.
Но об одном фильме я бы хотел упомянуть особо. Это 4-серийная лента «Савва Морозов» о судьбе знаменитого купца и мецената, в которой Сергей Векслер в главной роли. Я уверен, что эта отличная работа недооценена критиками, теми, кто занимается прокатом фильмов, а следом и зрителями. Роль Саввы Морозова так совпала с самим актером, с его характером, манерой жизни, даже внешне он так похож на своего персонажа, судя по имеющимся изображениям знаменитого купца, что удача была просто предрешена, и никакие трудности съемочного периода, о которых я знаю, не смогли повредить результат. И в результате — хочу привести одно из последних сообщений в СМИ: «27 сентября 2015 года состоялось закрытие Первого международного кинофестиваля имени Саввы Морозова. В номинации «Лучший фильм» победил фильм «Савва Морозов» режиссера О. Сафаралиева. За главную роль в фильме «Савва Морозов» был награжден Сергей Векслер, победитель в номинации «Лучшая мужская роль»».
В этой ленте актер так широко разнопланов, так уверен и в светской обстановке высокого двора, и в рабочей обстановке фабрики, и в семейном кругу, что нет сомнения: именно так и было в те далекие годы. При новом соприкосновении с той эпохой начала XX века мы невольно будем представлять ее по сценам этого фильма.
Не знаю, можно ли так сказать, но это точно выражает мою мысль: мне нравится дружить с Сергеем Векслером, хотя я не разделяю две его страсти — рыбалку и подводную охоту. Зато люблю за обильным, гостеприимным столом в его доме отведать пойманной и приготовленной им рыбы во всех видах или смаковать шашлык по Векслеру. Дом его открыт и всегда полон друзей.
А особо нравится мне беседовать с ним во время чайной церемонии, происходящей по восточным законам приготовления напитка из разных недоступных моему запоминанию сортов чая из дальних стран. И тут важно все: неспешность и обстоятельность хозяина, который манипулирует и колдует на специальном чайном столике маленькими, если не сказать крошечными по европейским меркам, чайничками, чашечками, пиалочками, даже запахами, и преподаваемая наука пить маленькими глоточками и наслаждаться ароматом и вкусом непривычным, но притягательным.
Не буду больше добавлять достоинств героя моего рассказа, которых действительно немало, кроме перечисленных, чтобы не получилось так сладко, что мне не поверят. Может быть, чужие недобрые глаза выпятят недостатки, а у кого их нет!.. Но не я!
Мне нравится мужская работа человека, актера, режиссера Сергея Векслера.
А теперь об автографах.
Случилось, что мне надо было ехать на похороны очень близкого человека, и я хотел положить к ногам его венок, а не безымянный букет цветов. Но все стандартные надписи, которые предлагает соответствующая служба, никак не годились. И тогда изобретательный Сергей разорвал белоснежную выглаженную простыню, сшил короткие ленты в одну единую и полночи трудился над надписью на этом печальном атрибуте, украшающем последний путь человека. Разве это не автограф? Он хранится в памяти, и сейчас стоит перед моими глазами... И на программках различных театральных представлений, где есть фамилия Векслер, стоят его росписи, и на пригласительном билете в Дом кино в Москве на презентацию фильма «Чтобы выжить», а вот собственноручные эскизы его будущего дома... с притягательным приглашением...
За годы незаметно, не по причине собирательства или специального коллекционирования собирается много знаков и следов пройденного пути... Я очень рад, что могу поделиться с широкой публикой этим богатством, действительно богатством, неразменным, несравнимым, неоцениваемым — бесценным богатством души! И на самом деле, ведь «в начале было Слово!»
Я дарю вам, читатели, добрые слова о талантливом человеке Сергее Векслере, вся жизнь которого — в самом высоком смысле МУЖСКАЯ РАБОТА!
Михаил САДОВСКИЙ, Россия
Комментарии:
ГостьRina Chrenovská
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!