Творение человека
Вообще говоря, и в Торе, и в Талмуде, и в сидуре есть два класса текстов. Одни из них можно назвать еврейскими, другие — универсальными. Первые говорят об избрании евреев, их миссии в мире, о заповедях, которые обязательны для евреев и не предназначены для других народов. Вторые ориентированы на все человечество, на человеческий род как на единое целое.
У всех людей общий Создатель, единое происхождение от Адама и Ноя. Заповеди, данные Адаму и Ною, обязательны для всех людей, к какому бы роду-племени они ни относились, какую бы религию ни исповедовали.
Так смотрит на это Тора, так смотрит Талмуд. Тут, правда, есть свои тонкости, но о них как-нибудь в другой раз. Кстати, современная наука говорит об этом более-менее то же самое. Разумеется, не о создании человека Всевышним и не о заповедях, данных Им. Наука, находясь в области своих методов и компетенции, сказать об этом ничего не может: ни за, ни против. Но вот по поводу общего происхождения — может. Генетические исследования доказывают правоту теории моногенеза: все люди, ныне живущие на земле, произошли от одной пары.
Текст о создании первого человека, а в его лице — всего человечества не может не быть универсальным. В нем говорится о важных следствиях, вытекающих из нашего общего происхождения.
В рамках этой концепции расизм очевидным образом оказывается проявлением не только безнравственности, но и глупости, а национальное самопревозношение не имеет никаких оснований, ибо сказано:
Не может один человек возгордиться перед другим человеком, говоря: мой род знатнее твоего рода.
На самом деле возгордиться, конечно, может. Легко. Человек, как мы хорошо знаем, способен говорить и совершать любые глупости, испытывать неадекватные чувства. Но Талмуд утверждает, что мы все одного корня, наш род одинаково знатен, ведь мы созданы Царем небесным, мы Его дети. Другой вопрос, как мы этой знатностью распорядились.
Тот, кто губит хотя бы одну человеческую душу, разрушает целый мир, и кто спасает одну душу, спасает целый мир.
В данном случае «душа» — синоним «жизни». Здесь говорится о величайшей ценности и уникальности человеческой жизни. Этот текст, как звезда, сияет над кровавым болотом человеческой истории.
Каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир.
В Талмуде и литературе талмудического круга существует масса комментариев на тему ответственности человека за созданный для него мир. Вот один из них:
Создав человека, Господь повел его по садам Эдема, говоря:
– Гляди, как прекрасен этот мир, созданный Мною для тебя. Береги его и помни, что поврежденного тобою некому будет исправить.
Все эти экологические тексты основываются на словах Торы: Взял Господь Б-г человека и поместил в саду Эдема — возделывать его и охранять.
Возделывать и охранять созданный Б-гом прекрасный и цветущий мир — вторая заповедь, данная Им людям. Первая — плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю.
Насколько хорошо человечество выполняет эту небесную, данную еще в раю заповедь, всякий знает: человечество в этом отношении определенно не преуспело. Я имею в виду не размножаться, а охранять и возделывать. Глобальная проблема охраны природы была осознана сравнительно недавно.
А почему?
А потому, что плохо читали Тору.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Иллюстрация: репродукция картины Ривки Беларёвой «Читаем Тору»
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!