Дорога к Храму
К посту 10 Тевета (22 декабря 2015 г.)
Я — Господь, целитель твой
«…Ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, Я не наведу на тебя, ибо Я Господь — целитель твой» («Шмот», или «Исход», 15:26).
Основанием для поста 10 Тевета стали события VI века до н.э., связанные с началом осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (Невахуднецаром). Спустя три года это привело к взятию города, разрушению Первого храма и началу Вавилонского пленения. Таким образом, события 10 Тевета (а следовательно, и сама дата) являются не только началом, но прежде всего источником и скрытой духовной причиной всех последующих изгнаний (включая и наше — Эдомское, самое затяжное). Поэтому даже если этот пост выпадает на пятницу (как в некоторые годы), он не переносится, подобно прочим постам.
Из Вавилонского Талмуда известно (трактат «Мегила», 13-б), что: «Всевышний посылает лекарство прежде болезни», а точнее, это означает, что в самом несчастье скрыт ключ к будущему спасению. Пост 10 Тевета приходится на самое темное время года (середина декабря). Но благословляем мы этот месяц в конце предыдущего еврейского месяца — кислева, когда мы отмечаем праздник Хануки. Более того, ханукальные свечи мы продолжаем зажигать также в течение нескольких первых дней месяца тевета, а их свет способен разогнать тьму Изгнания и осветить путь к грядущему Избавлению, когда будет Третий храм, и теперь уже на века! И в котором мы сможем снова зажечь храмовый светильник в чистоте и святости — с приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни!
Чудесные проклятия
И поразит тебя Господь, и потомство твое необычными карами, карами великими и постоянными, и болезнями жестокими и постоянными.
«Дварим», или «Второзаконие», 28:59
За то короткое время, что существует Государство Израиль, мы, к сожалению, не раз становились свидетелями трагических событий и терактов, в которых гибли невинные люди. Всевозможные беды и несчастья являются неизбежным элементом нашей жизни. Но, с другой стороны, мы знаем: Господь есть одно лишь благо (куло-тов), как же может от Творца исходить что-то иное? Ведь, согласно принципу, Свыше не может нисходить дурного, в том числе те явления, которые мы воспринимаем как беды и несчастья.
В традиции этому дается такое объяснение: все это в конечном итоге делается тоже ради нашего блага. Всевышний специально посылает испытания и даже страдания, чтобы дать нам возможность исправить свои грехи и очиститься, как сказано (трактат «Брахот», 5а): «Страдания очищают душу».
Кипит наш разум возмущенный…
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
«Интернационал», перевод на русский язык Аркадия Коца
Страдания очищают человека от грехов…
Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 5а
Но это стандартное объяснение плохо работает, когда речь идет о страданиях невинных людей или когда речь идет о явно непропорциональном наказании, которое очевидным образом не соответствует тяжести наших грехов. И тогда наш разум отказывается понимать причины страшных бедствий, которые обрушиваются на наш народ, и мы восклицаем: за что? Где справедливость? Так возмутился в свое время наш праотец Авраам, когда узнал о готовящейся жестокой участи грешных городов* — Содома и Гоморры («Берейшит», или «Бытие», 18:25): «Не пристало Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым. Чтобы праведный был, как нечестивый — не пристало Тебе это! Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо?»
Примерно то же самое говорится в главе («Дварим», 29:23): «И скажут все эти народы: “За что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван великий гнев этот?» Да, далеко не всегда мы можем понять логику Творца: почему страдают праведные, а грешники и злодеи в то же время благоденствуют?
Но вот в Торе (в главе «Таво») Всевышний обещает наслать на нас не просто кары, а «чудесные кары», как сказано (28:59): «И поразит тебя Господь и потомство твое чудесными карами, карами великими и истинными, и болезнями жестокими и истинными».
Ладно бы просто кары и наказания, к этому мы уже привыкли, но почему чудесные? А далее говорится о болезнях, которые тоже называются верными или истинными (неэманим). Возникает законный вопрос: ведь обычно чудо подразумевает чудесное спасение или излечение. Так бывало не раз в нашей истории: чудо рассечения Красного моря (крият-ям-суф), многочисленные чудеса и знамения во времена завоеваний Канаанской земли, чудо спасения во время событий Хануки и Пурима и т.д. Но зачем нужно прибегать к чуду, чтобы посылать «чудесные наказания»?
Ребе и Холокост
«Подымет Господь на тебя народ издалека, от края земли — как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь. Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит» (28:49–50)
В двух главах Торы** описаны такие ужасы, что невольно на ум приходят зверства фашистов во время Холокоста. В том числе там упоминается «наглый народ, языка которого ты не знаешь» , который «не пощадит никого: ни старца, ни детей», как сказано (28:49–50): «Подымет Господь на тебя народ издалека, от края земли — как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь. Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит».
Действительно, как известно, в огне Холокоста погибли тысячи и тысячи невинных людей, включая почти полтора миллиона детей. При этом весь мир безмолвствовал, а некоторые даже наблюдали гибель европейского еврейства с откровенным злорадством. Были и те, кто активно участвовал в этом преступлении и помогал палачам — как тут не сойти с ума… Об этом сказано в Торе (28:34): «И сойдешь с ума от зрелища пред глазами твоими, которое ты увидишь».
И тогда мы начинаем осознавать, что есть наказания, смысл которых недоступен нашему пониманию. Приходится признать: далеко не все доступно нашему разуму — есть вещи и явления, которые просто не укладываются в голове. Примерно так отвечал Ребе на многочисленные вопросы, связанные с трагедией Холокоста и ее скрытыми причинам. Но он всегда категорически отвергал простое объяснение, которое, казалось бы, лежит на поверхности: что все эти страдания якобы Всевышний послал нам за грехи нашего поколения.
На самом деле не существует таких грехов, которые бы заслуживали подобных наказаний. Трагедия Холокоста лишний раз демонстрирует нам, что в замысле Творца много непонятного, смысл которого пока еще остается для нас скрытым, как сказано (29:28): «Сокрытое — Господу, Б-гу нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого».
Великий, могучий и грозный
Б-г Великий, Могучий и Грозный…
Из текста молитвы
События Катастрофы ближе всего к нам по времени, однако, к сожалению, это далеко не единственный трагический эпизод в нашей истории, когда Всевышний, казалось, отворачивался от Своего народа. И первой такой масштабной трагедией стало разрушение Первого храма (V век до н.э.). Когда был разрушен Храм, пророк Иеремия (начало Вавилонского плена) внес изменения в порядок молитв. До того мы обращались к Всевышнему, награждая его эпитетами Великий (гадоль), Могучий (гибор) и Грозный (нора). Но теперь, когда Господь допустил разрушение Своего дома — Храма, эпитет «грозный» (по отношению к другим народам, притесняющим Израиль) показался ему неуместным. В дальнейшем пророк Даниэль (конец Вавилонского плена) по той же причине исключил эпитет «могучий»: Где же его мощь, если Он предал на поругание в руки поработителей своих детей и допустил их страдания?!
И все же в эпоху Великого собрания (кнесет-га-гедола) (IV век до н.э.) порядок молитв был восстановлен. При этом мужи Великого собрания рассуждали парадоксальным образом: в этом как раз и проявилось истинное величие Творца, что Он смог сдержать свой гнев и позволил врагам глумиться над святым народом, хотя легко мог бы этому воспрепятствовать, что само по себе кажется чудным (пэле) и недоступным нашему пониманию, — те самые «чудесные кары», о которых шла речь в Торе.
Но почему в таком случае великие пророки Иехезкель и Даниэль не стали рассуждать подобным образом? Очевидно, что эти соображения тоже приходили им в голову. Тут все дело в том, что в их время не было никаких явных знаков, подтверждающих величие Творца. А пророк не имеет права идти против истины, он обязан следовать жизненной правде, как бы горька она ни была.
В то время когда в эпоху Великого собрания большая часть народа уже вернулась на Святую землю, и был отстроен Второй храм. Это был явный и зримый знак того, что Всевышний вернул Cебе былое величие! Похожие рассуждения можно отнести и к нашему поколению, когда часть народа вернулась на Святую землю, хотя основная масса осталась в изгнании (галут). Мы должны помнить, что иногда Всевышний, руководствуясь своим планом, посылает нам «чудесные испытания», конечная цель которых — раскрытие Б-жественного света в конце времен.
Мы должны верить, что все исходящее свыше, даже испытания, есть только благо, и на поверку все проклятия, которые мы наблюдали и продолжаем наблюдать сегодня, непременно в скором времени обернутся благословениями и спасениями — с приходом нашего праведного Избавителя еще в этом году!
________
*Всего было пять городов, но Содом и Гоморра (сдом и амора) были крупнейшими, поэтому обычно упоминают именно эти города. В конечном итоге один город был пощажен ради племянника Авраама — Лота и его семьи.
**Таких глав в Торе всего две: «Бехукотай» и «Таво», причем если в первой перечислены 49 «проклятий», то во второй в два раза больше — 98.
Зажги свечу!
В Талмуде (трактат «Шаббат», 21) сказано, что собственно выполнением главной заповеди Хануки является само зажигание ханукальных свечей. Это может служить примером для любой заповеди и предписания Торы: их следует выполнять так, чтобы в результате в сердце каждого из нас загорался огонь любви к Б-гу и к другому еврею.
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева
Изречение месяца
Дверь в Ган-Эден
«Я могу обещать, что тот, кто хотя бы раз держался за ручки двери моего кабинета, не покинет этот мир без раскаяния».
Алтер Ребе, основатель
движения Хабад-Любавич
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!