Дерево у потока вод

 Михаил Горелик
 27 ноября 2015
 2555
Мы, Авраамовы потомки, подобны ли мы нашему праотцу? Исполнены ли мы благочестия, добродетели и праведности? Можем ли сказать о себе, что возвеличиваем в мире имя Б-га — живого и вечного?  

Вот красивый мидраш об Аврааме и его потомках.

Рабби Леви, со слов р. Иоханана, рассказывал притчу:

«Одному страннику лежал путь через пустынную местность. На всем пути в продолжение десяти дней не встретил он ни поселения, ни корчмы, ни даже воды и какой ни на есть растительности. Наконец, показалось вдали дерево. А под деревом оказался источник. Поел странник плодов от дерева, утолил свою жажду, отдохнул в тени и, собравшись в дальнейший путь, обратился к дереву с такими словами:

– Милое дерево! Как тебя благодарить и чего пожелать тебе? Чтоб рост твой был хорош? Но ты и так стройно и прекрасно. Чтоб ветви твои были густолиственны? Но листва твоя и теперь уже густа и обильна. Чтоб плоды твои были сочны и сладки? Но они и теперь сочны и сладки. Чтобы ты не терпело недостатка во влаге? Но источник прекрасной воды бьет у корней твоих, и место, где ты растешь, прекрасно. Остается пожелать тебе одного: чтобы все побеги, которые пойдут от тебя, были во всем тебе подобны».

Так, после двадцати поколений, представлявших собою пустыню, появляется Авраам, самоотверженный служитель Господа, гостеприимный хозяин, наставник истинной веры, возвеличивающий в мире имя Б-га живого и вечного. И вот, остановив на нем взор Свой, Господь говорит:

– Авраам! Что Мне сказать тебе и чем тебя благословить? Ты и теперь уже образец праведности и совершенства, и жена твоя, Сарра, исполнена благочестия и добродетели, и все домочадцы твои — люди праведные. Одного пожелаю тебе: чтобы все потомки твои были тебе подобны.

 

Как вы полагаете, мы, Авраамовы потомки, подобны нашему праотцу или не подобны? Исполнены ли мы благочестия, добродетели и праведности? Можем ли сказать о себе, что возвеличиваем в мире имя Б-га живого и вечного?

Процитированный текст состоит из преамбулы и двух частей.

Преамбула содержит типичную для Талмуда и литературы талмудического круга ссылку на авторство, скрупулезность в отношении авторских прав. Талмуд не опирается на анонимные источники типа: говорят что, некто ­когда-то сказал, в народе рассказывают. Мало того что приводится имя рассказчика, но считается важным сообщить источник, которым он пользовался. И это хорошо всем известные авторитетные имена. Как если бы в русском тексте было написано: эту историю рассказал Гоголь со слов Пушкина.

В первой части излагается притча, во второй объясняется ее смысл. Так что это самокомментированный текст. Тем не менее позволю себе пару комментариев.

«На всем пути в продолжение десяти дней не встретил он ни поселения, ни корчмы, ни даже воды и какой ни на есть растительности». Десять дней в пустыне — это десять поколений от Ноя до ­Авраама. Как сказано в другом мидраше, за все эти долгие годы Господь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама.

Далее говорится уже о двадцати пустынных поколениях. Это число поколений от Адама до Авраама.

Сравнение праведника с деревом характерно для образной системы Танаха и Талмуда. Может показаться удивительным, но в Танахе человек чаще сравнивается с растениями, чем с животными. В данном случае мидраш очевидным образом апеллирует к первому псалму Теилим царя Давида. Процитирую его полностью, благо он невелик. С разбиением на строки и строфы, что позволяет выявить его поэтическую природу. Фрагмент о дереве выделен мной.

 

Счастлив человек,

который не ходил 

по совету нечестивых

и на пути грешников не стоял,

и в собрании легкомысленных не сидел.

Только к Торе Господней влечение его,

и Тору Его изучает он днем и ночью.


И будет он,

как дерево, посаженное 

при потоках вод,

которое плод свой дает 

во время свое

и чей лист не вянет;

и во всем, что ни сделает он, преуспеет.


Не таковы нечестивые,

но как мякина (они), которую 

развевает ветер.

Поэтому не устоят 

нечестивые на суде

и грешники — в общине праведников,


Ибо знает Господь путь праведников,

а путь нечестивых сгинет.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции