Ханука – праздник света и веры
Ханука — праздник огня и света, который был зажжен верой и беззаветной преданностью воинов - маккавеев и всего еврейского народа в борьбе за Тору и традицию своих отцов. Много поучительного могут рассказать нам ханукальные свечи... Об этом празднике пишет раввин Довид Карпов в материале «Ханука — праздник света и веры». Иллюстрация - репродукция картины Елены Флёровой «Ханука».
Cоздание Б-жественного света
Согласно мистической традиции, первым из «Десяти речений» является самая первая фраза Торы: «В начале сотворил Всевышний небо и землю», которая содержит в себе все последующие этапы творения. И все же обычно считают первым актом творения создание Б-жественного света.
Свет и тьма
В одном из мидрашей (сборников древних комментариев) сказано, что выражение из первой книги Торы (1:2): «И тьма над бездной» содержит в себе намек на древнегреческое царство (Яван). Неслучайно победа над греками ознаменовалась чудом с храмовым светильником, а сам праздник стали отмечать зажиганием ханукальных свечей. Воистину Ханука — это победа света Торы над тьмой и косностью греческой культуры.
«Сфат Эмет»
Да будет свет!
Самым первым творением был свет, об этом сказано: «Да будет свет!». Но эти слова можно воспринимать и как первое повеление. И хотя на тот момент человек еще не был сотворен, но Всевышний, для которого нет ничего тайного и сокрытого, знал, что в будущем появится народ, цель которого — наполнить наш мир Б-жественным светом. И заповедь ханукальных свечей как нельзя больше отвечает этой цели.
Подобно тому первобытному свету, который впоследствии был сокрыт, чтобы им не пользовались ради своих целей, сияние ханукального светильника также не предназначено для освещения. Когда еврейский народ под руководством священнической семьи Хасмонеев одолел греков и одержал победу, в награду он получил три «света»: свет Шхины (Б-жественного присутствия), свет Торы и свет ханукальных свечей («Шней Лухот га-Брит»).
Раз — и в дамки!
Это сегодня все евреи играют в шахматы. А в прошлом веке играли в другую умную игру — шашки. Или, как тогда говорили, в дамки. Конечно, когда не занимались Торой. Кстати, о Торе. Был такой эпизод.
Ешивы для того и существуют, чтобы еврейские мальчики занимались Торой днем и ночью. Но в Хануку, когда на окошке весело пляшут огоньки ханукальных свечей, в кармане звенят монеты ханукэ-гелт, а на столе в миске, блестя маслянистым боком, дымятся латкес…
Одним словом, вся ешива склонилась над доской, где разыгрывалось самое настоящее сражение. Никто и не заметил, как вошел рабби Нохум — знаменитый Чернобыльский Ребе.
– А вот кто мне расскажет, какие правила у этой игры? — вдруг раздался голос Ребе. От неожиданности все смолкли.
– Ну, раз вы молчите, тогда я сам вам скажу, — выждав паузу, продолжал Ребе. — Простая шашка ходит только вперед. Но когда она достигает последней линии, то становится дамкой и может ходить на любое количество полей. Иногда можно пожертвовать одной или двумя шашками, чтобы выиграть партию. Например, вот так. — С этими словами Ребе протянул руку, передвинул шашку на одно поле и вышел.
Играть дальше уже не хотелось. Все продолжали сидеть молча и обдумывать случившееся, как вдруг один из ребят, Ицик, который был на голову выше остальных, подал голос.
– Смотрите, как интересно получается: на доске восемь горизонталей, по числу дней Хануки. С каждым ходом шашка приближается к заветной восьмой горизонтали, как и мы с каждым днем приближаемся к восьмому, заключительному дню праздника, когда было самое большое чудо.
– И мы тоже учили, что восемь — это число, которое связано с чудом. А еще с временами Мошиаха. Мне кажется, у царя Давида арфа была семиструнная, а у Мошиаха должна быть арфа с восемью струнами, — поддержал другой, конопатый, с рыжим, отчаянным вихром.
– А жертва шашки — это как раскаяние — тшува. Еврей совершает грех, и это, конечно, плохо. Но если он искренне раскаялся, то может достигнуть даже большего. Вот как ты, Ицик.
– А почему именно я? — вроде как обиделся Ицик.
– Ну, ты ведь затеял эту игру в дамки вместо занятий, — напомнил ему вихрастый.
– Но ведь вы все тоже стояли и смотрели, — не сдавался Ицик.
– Да я не о том. Все равно ведь получилось, что мы занимались Торой. Да вместе с самим Чернобыльским Ребе.
Опять наступило молчание. Только восемь огней ханукального светильника весело плясали, отражаясь в оконном стекле. Да еще один — девятый, чуть выше остальных.
Раввин Довид КАРПОВ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!