Болгарские евреи: мифы и реальность
Евреи появились на территории современной Болгарии в начале IX века н.э., когда болгарский князь Крум привел с собой из греческой Фессалии несколько десятков тысяч пленников. Среди них были евреи. В конце X века на болгарские земли переселилось добровольно значительное число евреев из Византии, поселившихся в Никополе, Виддине, Силистрии и Софии.
В XII веке еврейские купцы из Венеции и Генуи стали открывать свои конторы в болгарских портах на Дунае. В последующие столетия в период процветания 2-го Болгарского царства численность евреев значительно возросла. Болгарский царь Иоанн Александр в 1335 году женился на еврейке из Тырнова — Саре. Сын Александра и Сары, Иоанн Шишман, дружелюбно принял евреев, изгнанных из Венгрии, и поселил их в Никополе, Плевне и Виддине.
В эпоху покорения Болгарии Турцией здесь жили четыре категории евреев: болгарские, т.е. рожденные непосредственно в стране, итальянские из Венеции и Генуи, византийские и ашкеназские из Германии. После изгнания из Испании в 1492 году в ряде болгарских городов поселились еще и сефарды, или «спаньолы». В начавшемся в 1875 году антитурецком восстании евреи не приняли участия, оставаясь верными подданными султана, за что жестоко поплатились. Болгары, считая евреев приверженцами турок, подвергли их жестоким преследованиям: убивали, грабили, изгоняли из жилищ. В г. Казанлыке в августе 1877 года произошло избиение местных евреев, вызвавшее протесты в Соединенных Штатах, Великобритании и Франции, тем более что евреи не были уличены ни в чем предосудительном.
Вместе с тем как только повстанческое движение утратило характер бунта, превратилось в войну за независимость Болгарии, евреи решительно встали на сторону болгар. При этом они повели себя мужественно при попытке турок сжечь Софию. Вековая еврейская проблема: не имея собственного государства, они были вынуждены сохранять лояльность правящему режиму страны пребывания, нравится он им или нет.
В память о спасении евреями Софии от пожара принц Александр Баттенбергский издал в 1879 году декрет, по которому первая пожарная команда Софии комплектовалась исключительно из евреев, а ее командир (брандмейстер) получал право сидеть на всех официальных мероприятиях рядом с высшими армейскими чинами.
В соответствии с болгарской конституцией 1879 года евреи получили гражданские права. Будучи полноправными гражданами, евреи обнаружили во всех важнейших моментах болгарской истории подлинный патриотизм. Так, они приняли активное участие в болгаро-сербской войне: один лишь Виддин, еврейское население которого не превышало 1 тыс. человек, отправил на фронт 200 бойцов. В составе болгарской армии действовал еврейский гусарский эскадрон из 600 человек, экипированный полностью за счет общины.
Евреи массово шли добровольцами на фронт: из их числа были сформированы два легиона численностью до 800 человек, а 40 еврейских девушек стали сестрами милосердия. В боях при Сливнице особенно прославился отряд под командованием Давида Мизрахи, который понес большие потери, но удержал боевые позиции. Принц Баттенбергский вручил ему золотую медаль с надписью «за храбрость», сказав при этом: «В битвах при Драгомане, Сливнице и Пироте вы подтвердили, что в храбрости и в любви к Отечеству не уступаете всей остальной болгарской армии».
Несмотря на патриотизм евреев и их активное участие в общественной жизни, уже к концу XIX века в Болгарии стали проявляться первые признаки антисемитизма: перед евреями стали закрывать двери высших и средних учебных заведений, участились случаи лживых обвинений в их адрес в употреблении христианской крови в ритуальных целях и т.п. Тем не менее в XIX веке положение евреев в Болгарии было несравненно лучше, чем в других балканских странах, а тем более в России, где действовали жесточайшие ограничения и периодически возникали погромы.
В годы Первой мировой войны (в сентябре 1915 г.) болгарские власти разрешили впустить в страну бессарабских евреев, изгнанных из родных мест командованием российской армии. Болгарское правительство строго придерживалось конституции, гарантирующей равноправие всех наций.
К началу Второй мировой войны еврейская община в Болгарии насчитывала примерно 50 тысяч человек. Положение евреев резко изменилось с приходом к власти в феврале 1940 года правительства Богдана Филова. Проводя внешнеполитический курс, направленный на союз с нацистской Германией, в марте 1941 года Болгария присоединилась к Тройственному пакту (военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии).
Используя болгарскую территорию, германская армия в апреле 1941 года вторглась в Югославию и Грецию. Гитлер вознаградил Болгарию, передав ей Македонию и Западную Фракию, принадлежавшие Югославии и Греции. В декабре 1941-го Болгария под давлением Берлина объявила, что находится в состоянии войны с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В январе 1942 года в Берлине состоялось совещание, обсуждавшее меры по «окончательному решению еврейского вопроса». Из Болгарии предусматривалось депортировать в лагеря уничтожения всех евреев. Гитлер считал, что прогерманская ориентация правительства Филова облегчит решение еврейской проблемы.
В Болгарии еще в декабре 1940 года Народное собрание (парламент) приняло Закон о защите нации, во многом напоминавший антисемитское законодательство нацистов. Все еврейские организации запрещались. Еврейское население лишалось гражданских прав, отстранялось от участия в общественной и экономической жизни, облагалось непосильным налогом. В рамках Министерства внутренних дел был создан Комиссариат по еврейским делам во главе с юдофобом Белевым. Активные сторонники Третьего рейха развернули антиеврейскую кампанию в стране.
Как известно, западные страны в годы войны почти равнодушно наблюдали за развернувшимся массовым уничтожением нацистами европейских евреев. Когда в конце 1940 года 362 болгарским евреям удалось покинуть страну в надежде спастись на исторической родине в Эрец Исраэль, британские власти отказались их принять. Выйдя в открытое море, судно с беженцами потерпело крушение, и большинство пассажиров погибло.
В феврале 1943 года в Софию прибыла специальная миссия, возглавляемая обергруппенфюрером Даннекером, заместителем Эйхмана. Посол Германии в Софии Адольф Беккерле предупреждал Берлин, что абсолютное большинство болгарского народа «не видит оправдания каким-либо шагам, направленным против евреев». Тогда Эйхман решил добиваться ликвидации еврейской общины поэтапно. В ходе секретных переговоров болгарская сторона согласилась с требованием нацистов о высылке македонских и фракийских евреев, не имевших болгарского гражданства, в лагеря уничтожения.
Более того, в достигнутом соглашении, подписанном Даннекером и Белевым в феврале 1943 года, говорилось о депортации первой партии евреев в количестве 20 тысяч без различия возраста и пола, то есть речь шла не только о евреях из греческой Фракии и югославской Македонии, но и о евреях — болгарских подданных. Несмотря на это, правительство Филова одобрило соглашение. В результате погибло свыше 11 тысяч фракийских и македонских евреев. В апреле Даннекер доложил в Берлин, что «предусмотренное соглашением число 20 тысяч выполнено на 56%». Теперь, по настоянию Берлина, предстояло выдать более восьми с половиной тысяч евреев — болгарских подданных.
Узнав, какая судьба ожидает соотечественников, секретарь Белева Лилиана Паница смогла предупредить об этом главу еврейской общины страны. Решение о депортации евреев вызвало протесты в демократических кругах болгарского общества. Решительно осудило действие властей руководство Святого синода православной церкви. Митрополит Софийский Стефан в своей проповеди твердо заявил, что судьба евреев предопределена Б-гом и что люди не имеют права их преследовать. А главного раввина Софии он спрятал в своей резиденции. Митрополит Пловдивский и Виденский Кирилл обратился к царю Борису III с просьбой о вмешательстве.
Эдуард БЕЛЫЙ, Россия
Окончание в следующем номере
Комментарии:
Пëтр
Николай Ангелов Христов
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!