Николай Эрдман. Самоубийца с мандатом

 Юрий Безелянский
 1 октября 2015
 3601
Продолжение, Начало в № 1061   «Самоубийца», который не увидел сцены В октябре 1931-го Станиславский обратился с письмом к Сталину с просьбой приступить к работе над комедией «Самоубийца» и привел довод: «Эрдману удалось вскрыть разнообразные проявления и внутренние корни мещанства, которое противится строительству страны». Сталин ответил: «Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и даже вредна… Тем не менее я не возражаю…»  

Однако это было не разрешение, а всего лишь игра в кошки-мышки. Один из приближенных к власти эмиссаров по культуре, сам драматург, Всеволод Вишневский писал Зинаиде Райх с целью передачи Мейерхольду: «Самоубийца» — «безнаказанный памфлет против советской власти… С каких пор Эрдман, автор грязных басен и «Самоубийцы», стал свежим, бодрым нашим писателем?..» Короче, пьеса «Самоубийца» при жизни Николая Эрдмана не увидела сцены. Комедия существовала в списках, и ее читали в коммунальных квартирах шепотом, опасаясь соседей. «Самоубийца» — как поручик Киже: был, а его не существовало.

Эрдман умер в 1970 году. Через 12 лет, в 1982 году, Валентин Плучек отважился поставить «Самоубийцу» в Театре сатиры. Спектакль был сыгран всего пять раз, и «инстанции» сняли его с репертуара. Возобновлен «Самоубийца» был через три года, когда повеяли ветры перемен в стране. Да, и еще печальная деталь участи «Самоубийцы»: Эрдман, отчаявшись увидеть свое детище на сцене, мечтал хотя бы о публикации пьесы в журнале «Театр». Редакция сделала попытку напечатать сочинение Эрдмана в 1963 году, но разрешение на публикацию так и не было получено: Эрдман был по-прежнему опасен?.. А на Западе ставили везде безо всяких помех и препятствий. Пропуск один: интересно! А трагифарс — тем более.

 

Знакомство с Европой и в гостях у Горького

Жизнь полна парадоксов: где-то печалит, а где-то веселит и радует. После успеха «Мандата» Николая Эрдмана осчастливили командировкой в Европу, куда он поехал вместе с театроведом Павлом Марковым. Из письма — июль 1925 года: «…Танцует Берлин всего два па. Первое па: правая нога на земле, левая — выше головы. Второе па: левая нога на земле, правая — выше головы. Для третьего па у них не хватает ног…»

Это строки Эрдмана об увиденном обозрении «Тысяча сладких ножек» и вывод: «…послевоенный Берлин представляет из себя колоссальный публичный дом…» Родным из Венеции: «Родные мои, какая изумительная и беспощадная красота Венеция…» И наконец, конечная цель пребывания в Европе: посещение Максима Горького на его вилле на Капри в августе: ­

«­…Каждый вечер у Горького. Приходится согласиться с Райх, что в Италии самое интересное — русский Горький, может быть, потому, что у них нету русской горькой…»

Максим Горький поддержал Эрдмана, и драматург был окрылен этой поддержкой. Прощаясь с Эрдманом, Алексей Максимович посоветовал писать не рассказы, а именно пьесы: «Пишите пьесы. Вот я ни одной хорошей пьесы не написал. А вы, по-моему, напишете. Обязательно напишите. Потому что вы драматург. Настоящий драматург».

 

«Веселые ребята» и арест

Приехав из Европы, Эрдман с новыми силами продолжает свою творческую жизнь, пишет эстрадные сценарии «Житьишко человечье», обозрение «Божественная комедия» для Мюзик-холла, сценарии фильмов «Митя», «Турбина № 3», «Дом на Трубной», «Посторонняя женщина». В июле 1931 года в Ленинграде поставлена оперетта «Орфей в аду», а в сентябре в Гаграх начались съемки «Веселых ребят».

19 мая 1932 года премьера в Театре им. Вахтангова — «Гамлет» с интермедиями Эрдмана. Советский драматург дополняет Шекспира? Смело. В ночной сцене на кладбище Эрдман вводит такой диалог двух могильщиков:

– Отчего ты не роешь?

– Рыть иль не рыть — вот в чем вопрос.

– Какой же это вопрос? Раз начальство приказало рыть, значит, ты и будешь рыть.

– Разве я отказываюсь рыть? Рыть я буду. Я хочу только сначала немного посомневаться. Кто же мне может запретить сомневаться?

– Начальство может. – Запретить? – Запретить. – Сомневаться? – Сомневаться. – Сомневаюсь. – И досомневаешься. Нашему брату надо работать. А чем человек больше сомневается, тем он меньше работает.

Мне кажется, Шекспир не возражал бы против такого диалога. Лично Эрдман не сомневался в своей работе и, участвуя в съемках александровского фильма, параллельно начал работать над музыкальным обозрением вместе с Леонидом Утесовым и Владимиром Массом — «25 робинзонов».

В ночь с 11 на 12 октября Николай Эрдман был арестован в Гаграх в гостинице «Гагрипша». Вопрос, сажать или не сажать, решился в пользу посадки. Любопытно, как это было обставлено. Эрдмана посадили в обычный автобус. Он был в роскошных белых брюках и белой шелковой рубашке. По дороге в Сочи, когда автобус остановился, ему разрешили купить виноград, и это было его единственное питание до самого вечера. А затем сотрудники НКВД посадили Эрдмана в поезд и повезли в Москву, причем они были любезны и угощали одного из авторов «Веселых ребят» черной икрой, семгой, ветчиной и даже коньяком. Последнее пиршество…

Через год произойдет убийство Сергея Кирова и начнется отсчет времени Большого террора. Начиная с декабря 1934 года органы НКВД уже не миндальничали с арестованными. Без икры и коньяка — к стенке и расстрел. Так что Николаю Эрдману еще повезло: он попал в пору относительно мягкой прелюдии репрессий.

А что конкретно послужило поводом для ареста Эрдмана и высылки его в Енисейск? По утверждению некоторых сведущих товарищей, его подставил замечательный актер МХАТа Василий Иванович Качалов, который на одном из правительственных приемов, под хмельком, расслабившись, прочитал несколько басен Николая Эрдмана, в том числе и «Колыбельную», где мама просит сына поскорее уснуть, чтоб набраться сил и стать героем вроде «бородатого дяди Шмидта» (Отто Шмидта, ученого, исследователя Арктики. – Ю.Б.):

…Чтоб набраться силы,

Все ложатся на кровать,

Как вот ты, мой милый.

Спят герои, с ними Шмидт

На медвежьей шкуре спит.

В миллионах разных спален

Спят все люди на земле…

Лишь один товарищ Сталин

Никогда не спит в Кремле.

 

«Мамин-Сибиряк» из Томска

Последовала высылка на вольное поселение на три года, затем перевод в Томск. Перемену в своей жизни Эрдман воспринимал, судя по письмам, стоически, без тоски и жалоб: «Я здоров, солнце сияет, снег блестит, морозы еще не отступили — все прекрасно… Целую тебя, ненаглядная. Мамин-Сибиряк». Это письмо маме.

В письме к другу Вадиму Шершеневичу: «В Москве я писал пьесы, которые не доходили. В Енисейске я пишу письма, которые не доходят, — однообразная жизнь».

И в другом письме (14 декабря 1933 года):

«Дорогой Вадим! Не так давно в Москве в веселую минуту я составил два коротеньких списка: один — «Кто пойдет за моим гробом» и другой — «Кто пойдет за моим гробом при всякой погоде». Твое имя я написал во втором списке в первой шеренге…»

Что можно сказать по этому поводу? Так мог написать только истинный сатирик, каким и был Николай Робертович. А далее в том же письме уже почти серьезно: «О себе в Енисейске говорить нечего. Как ты тонко подметил, я не особенно увлекаюсь природой: а в Енисейске, кроме природы, к сожалению, ничего нет. Сегодня взял в библиотеке «В людях». Здесь в люди выйти нельзя (я этого не мог сделать даже в Москве), поэтому ушел в себя. Когда выйду из себя, расскажу много интересного. Что касается сыт-здоров, то я сыт и здоров и вообще жизнь прекрасна…» «Мандат» и «Самоубийца» были сданы в архив, «Веселые ребята» шли на экранах без имени автора, «а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!..»

Действительно, положительные сдвиги были, когда Эрдмана перевели в Томск и там он стал работать в местном театре. Его инсценировка горьковской «Матери» имела успех. А тем временем шли годы, свой срок Эрдман отбыл, и надо было определяться, что делать и где жить дальше (пресловутое правило «минус 10» — невозможность жить в 10 крупных городах). Михаил Булгаков, озабоченный положением Эрдмана, написал письмо Сталину: «…я позволяю себе просить Вас обратить внимание на его судьбу… чтобы Н. Эрдману была дана возможность вернуться в Москву, беспрепятственно трудиться в литературе, выйдя из состояния одиночества и душевного угнетения. М. Булгаков, Москва, 4 февраля 1938 года».

В письме в Комиссию по частным амнистиям Эрдман откровенно каялся: «В 1933 году я был принужден к ссылке на 3 года в гор. Енисейск за сочинение нескольких басен, носивших антисоветский характер. Сочинением этих басен, к которым я относился с недостойным легкомыслием, я совершил тяжкий проступок, в котором глубоко раскаиваюсь. Я принял наказание за мою вину как должное и понял, что только творчеством и работой я сумею загладить и доказать мою преданность социалистической родине… я полон одним желанием — отдать все мои силы великим задачам, поставленным перед искусством Партией и Правительством…»

В конце покаянного письма просьба: «снять с меня судимость и вернуть меня в ряды советской драматургии». Письмо написано Эрдманом 2 декабря 1938 года в Вышнем Волочке, где он временно находился и куда был вынужден вернуться после нелегального проживания в Москве, где работал над сценарием фильма «Волга-Волга», кстати говоря, удостоенного Сталинской премии. Ну, а Эрдман опять, как говорится, пролетел мимо кассы.

Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия

Окончание следует



Комментарии:

  • 17 декабря 2021

    Elena

    И как можно после этого верить прессе?! На фотографии Леонид Утесов. Ну что же вы дундуки такие, прочитайте надпись "Дорогому папаше и мамаше от неудачного сына Лёди (Утесова звали родители "Лёдиком")


  • 16 ноября 2017

    Анна

    Пожалуйста, поменяйте фотографию. Это фотография молодого Леонида Утёсова, почему-то широко используемая в интернете как фотография Николая Эрдмана. Но ведь на фотографии даже есть подпись "Дорогим папаше и мамаше от их неудачного сына. Лёдя".


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции