Исаак Стерн: «Израиль был мне как семья»

 Фрэдди Зорин
 1 октября 2015
 5110

…Это стало одним из самых ярких впечатлений первого года моей репатриантской биографии: военная операция Соединенных Штатов и их союзников в Персидском заливе против режима Саддама Хусейна, направляемые из Ирака в Израиль «скады» и концерт одного из выдающихся музыкантов XX века Исаака (Айзека) Стерна. Люди, сидящие в переполненном зале с противогазами, и волшебное пение скрипки. Этот эпизод вспомнился мне в связи с 95-летием со дня рождения знаменитого скрипача.

Айзек Штерн (это фамилия будущего скрипача при рождении) появился в Кременце, на границе Украины с Польшей. С ним, тогда еще грудным ребенком, его родители из России, охваченной пламенем Гражданской войны, отправились на поиски еврейского счастья в далекую Америку. Любовь к музыке будущий гений впитал с молоком матери. Она любила петь и обладала красивым голосом, а отец играл на фортепиано. С шести лет ребенка тоже начали учить играть на том же стареньком инструменте, а потом он взял в руки скрипку. Правда, некий авторитет из музыкального мира, посмотрев на его руки, сказал: «Нет, парень, ты никогда не будешь скрипачом». Но «прорицатель» ошибся: скрипка стала счастливой судьбой Исаака Стерна.

О жизни и творчестве выдающегося музыканта написал сам Исаак в 1999 году в книге, которую назвал My First 79 Years («Мои первые 79 лет»). Он всегда был преданным другом еврейского государства и оставался им до последнего дыхания. Все началось в сентябре 1949 года, когда американский скрипач впервые побывал в Израиле. Тогда заокеанский гость дал несколько концертов с Израильским филармоническим оркестром. Эти выступления положили начало дружеским связям Исаака Стерна со страной, где его собратья обрели в Эрец Исраэль свой дом.

В трудные для Израиля дни Стерн был с еврейским государством не только душой. Он менял свои планы и по зову сердца летел на Ближний Восток. Во время Шестидневной войны 1967 года Стерн прибыл в Израиль, когда над страной в результате агрессии соседних арабских стран нависла угроза существования. То, что он увидел на Западном берегу реки Иордан, на Голанских высотах и в Синае, произвело на музыканта глубокое впечатление: сотни подбитых советских танков, грузовиков, захваченное в боях тяжелое оружие свидетельствовали об огромной поддержке СССР арабов в войне, развязанной для уничтожения Израиля.

Из-за этого Стерн отказался от приглашения на очередные гастроли в СССР. «Народ Израиля всегда был частью моей семьи, — пояснил свое решение скрипач. — Как я мог согласиться с враждебностью к моей семье?» Возвращение Исаака в Россию состоялось после распада Советского Союза. В один из приездов Стерн дал открытый урок для 300 российских молодых музыкантов. Перед началом он просил молодых исполнителей не спрашивать его, почему он фальшивит в тех или иных местах: словами можно объяснять технику игры, но не мастерство.

Во время первых гастролей в СССР в мае 1956 года скрипач исполнил пьесу Эрнста Блоха «Баал шем», более известную, как «Импровизация», или «Нигун» («Напев»). Пьеса основана на древнееврейских напевах, напоминая по своему характеру синагогальное канторское пение. В интерпретации Стерна она прозвучала превосходно. В шестиминутном произведении скрипач рассказал многовековую историю своего народа: о его единстве с Б-гом, вере, трагедиях и лучшем будущем…

В Израиле, пережившем тяжелые дни военного конфликта, Стерн выступал в госпиталях перед ранеными пехотинцами, обгоревшими танкистами. Исаак Стерн принял участие в концертной программе Израильского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна на горе Скопус 9 июля 1967 года. Это было первое выступление в Иерусалиме, провозглашенном единой и неделимой столицей Израиля.

Солидарность с израильтянами Стерн проявил и в войну Судного дня в 1973 году. Выступая в Израиле, маэстро, как правило, отказывался от гонораров, распоряжаясь использовать заработанные деньги для поддержки музыкальной культуры и на благотворительные цели. По инициативе Стерна и при его материальной поддержке в 1973 году в старейшем иерусалимском квартале Мишкенот-Шаананим был создан музыкальный центр, который завоевал международный авторитет: здесь регулярно проводят показательные уроки (мастер-классы) выдающихся исполнителей, организуют курсы усовершенствования, конференции, творческие семинары.

Стерн оказал поддержку израильским музыкантам: И. Перлману, П. Цукерману, Ш. Минцу, М. Фриду, Е. Бронфману и др. Впервые игру на скрипке двух израильских мальчиков — Пинхаса Цукермана и Ицхака Перлмана — Исаак услышал в 1957 году. Спустя четыре года его стараниями оба они оказались в Нью-Йорке, где продолжили занятия. Сол Юрок (он же Соломон Израилевич Гурков), американский продюсер, стал опекать Цукермана. А вот с Перлманом было сложнее: он переболел полиомиелитом, ходил на костылях и играл сидя. Узнав об этом, Юрок сначала отказался от юного скрипача. И только под давлением Стерна изменил свое решение. Ныне Ицхака Перлмана, выдающегося интерпретатора классической и еврейской народной музыки, знает весь мир.

Сохранилась фотография, где Стерн в противогазе. Фотоснимок был сделан за кулисами. Он стал формой выражения сопричастности музыканта к происходящему на исторической родине. Во время кризиса в Персидском заливе, когда на концерте в Иерусалиме раздался сигнал воздушной тревоги, скрипач не ушел со сцены и продолжал музицировать. Исаак Стерн участвовал в юбилейных фестивалях Израильской филармонии, был одним из основателей и активным членом Американо-израильского культурного фонда поддержки молодых музыкантов.

В Израиле Стерн познакомился с Верой Линденблит, еврейской девушкой с непростой судьбой. Бегство от нацистов из Берлина в Париж, гибель отца в Освенциме… Исаак и Вера поженились и прожили вместе 45 лет. В семье выросли трое прекрасных детей — дочь Шира и сыновья Майкл и Дэвид. Шира посвятила жизнь иудаизму. Сыновья избрали музыкальную карьеру, оба стали известными дирижерами.

В апреле 2000 года в посольстве Государства Израиль в Вашингтоне состоялось выступление Стерна. Музыкант рассказал о жизни и творческой деятельности, делая акцент на прочных связях со Святой землей. Судьба подарила Исааку встречи и близкое знакомство со многими талантливыми музыкантами, выходцами из России, такими как Яша Хейфец, Натан Мильштейн, Владимир Горовиц, Сергей Рахманинов, Григорий Пятигорский, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович. Примечательно: для общения с ними Исаак использовал русский язык, хотя никогда специально не изучал его.

Скрипач принял участие в записи звуковой дорожки фильма Fiddler on the Roof («Скрипач на крыше»). Друзья шутили, что с такой фамилией (на идише «штерн» означает «звезда») сам Б-г велел ему блистать на звездном небосклоне. Исаак по этому поводу иронизировал: «Если мою фамилию произносить как “Штерн”, то мое имя должно звучать как “Ишак”». Чувство юмора — одна из граней его таланта.

Стерн работал, не щадя сил. Он перенес операцию на сердце и скончался от сердечной недостаточности в нью-йоркской больнице 23 сентября 2001 года, успев отметить 80-летний юбилей…

…У Стерна случались забавные истории. Во время выступления в Майами-Бич в 1958 году исполнению концерта Иоганнеса Брамса стал мешать шумливый кузнечик. Прервав выступление, Исаак обратился к аудитории: «Когда я заключал контракт, то считал, что буду единственным солистом в этом концерте, но, по-видимому, у меня появился конкурент». С этими словами Стерн указал на три пальмы, стоявшие на сцене в горшках. Тут же появились три служителя и внимательно прислушались к пальмам. Ничего! Не вдохновляемый музыкой, сверчок умолк. Но стоило Стерну возобновить игру, как немедленно ожил и сверчок. Дело кончилось тем, что горшки с пальмами вынесли из зала, музыкант продолжил выступление, завершившееся под бурные аплодисменты.

Если даже маленькое насекомое способно реагировать на музыку, как это произошло в истории с Исааком Стерном, то, может быть, и вправду заложенная в музыкальном искусстве красота может спасти мир?

Фрэдди ЗОРИН, Израиль.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции