Ее величество Встреча

 Лариса Белая
 30 августа 2015
 2202
В книге Веры Чайковской «Мания встречи», содержащей и повести, и новеллы, органично воплотились ее ипостаси искусствоведа, историка искусств, беллетриста. В частности, в цикле «Анекдоты из пушкинских времен» читатель прочтет невероятные захватывающие истории, совмещенные с реальной исторической правдой. После прочтения этой книги задумываешься о ювелирно воспроизведенных вечных ценностях в контексте ушедшего и нынешнего веков. К примеру, сносят Институт старой и новой философии. Оказывается, что в современном мире философия может помешать развитию общества. К тому же поговаривают, что кому-то понадобилась здешняя земля.  

А из разрушаемого особняка выскакивает по счастью не покалеченный научный сотрудник, эстет и гурман, любитель живописи, поклонник Гераклита и Спинозы. К груди он прижимает рукопись докторской диссертации. Не своей — другого сотрудника, который живет за рубежом. «Спасти было некому. Все повадились писать о конце. Вот и в этой работе речь идет о конце исторического сознания. Но написано талантливо, живо! По существу я — против, но мне интересно. Вот и спас».

Потом «во спасение» станут «колотиться» и другие персонажи. Речь идет об обаятельно вылепленном отсеке Фонда уникальных копий при Международном обществе частных архивистов и коллекционеров. Не трясется над злосчастной рукописью лишь ее автор-эмигрант. Он приезжает на родину, где его ожидает встреча, выстраданная, сокровенная... «Мания встречи» — название и цикла новелл, и книги Веры Чайковской. А также ее лейтмотив. Сквозная тема прозы — возрождающая власть творчества, искусства. При этом фабула каждой вещи оригинальна.

В повести «Шармарская Венера» главный специалист по шармарским древностям Историко-этнографического музея по фамилии Тураев обретает нового шеф-директора. Тот ничего не смыслит в музейном деле, зато имеет диплом экономиста, проплаченный, похоже, за большие деньги. И теперь музей с гориллой у входа называется Пушкинским. Посетители часто принимают гориллу за африканского предка поэта. И все это — на фоне масштабного бесконечного ремонта. Строят музейный ресторан!

Причиной конфликта ученого и начальника-бездарности послужила археологическая находка — фрагмент древней скульптуры, точнее, ее коммерческая и научная интерпретация. Когда Тураев после скрупулезных трудов этнографа, историка, скульптора воссоздал головку древней красавицы — Шармарской Венеры, сблизив ее с оригиналом, родилась мысль о ее ­доисторическом авторе, который нарушил табу на изображения. А еще предположение Тураева о семитских корнях шармарских племен остро отозвалось в научном мире. Некоторые оппоненты заподозрили в Тураеве скрытого еврея. Но погруженность в творчество спасла ученого.

В финале повести Тураев, преодолевший трудности, заслуженно признан блестящим ученым. А что касается вечных истинных ценностей... Творчество, искусство остается лишь их сублимацией. Стезей к ним. Во всяком случае, глиняный шедевр — Шармарская Венера — подводит к этим ценностям и соединяет предназначенные друг для друга души.

В рассказе «Игрушечная мельница» барыня-книгочейка, генеральская вдова Кларисса Сергеевна разглядела в рабочем своей усадьбы, местечковом столяре и мастере-игрушечнике Мотле Тышлере тонкую, культурную личность. И глубоко, безрассудно, отчаянно влюбляется. А у этого правоверного еврея жена Сарра, сын Давидка. Что же до клариссиных чувств... Не ее ли имя рядом с именем Мотл украшает старинную, изящно вырезанную из липы, чудесно раскрашенную игрушечную мельницу? У американцев Столярских, потомков Мотла Тышлера, сохранилось несколько его изделий. А ту самую красивую мельницу приобрели на престижном лондонском аукционе. Проходила как работа неизвестного еврейско-белорусского мастера первой половины XIX века.

Неизвестного? Нанятые Столярскими эксперты опознали в этом мастере того самого первого Тышлера — основателя рода. На приобретенной мельнице ближе к основанию можно различить две русские буквы, выдолбленные в дереве и раскрашенные потускневшей красной краской: «К» и «М». Интересно, что один из представителей этого рода, оставшийся в России и сохранивший первоначальную фамилию Тышлер, стал знаменитым российским живописцем ХХ столетия Александром Тышлером...

В исследованиях последних лет отмечается поразительная перекличка нарядно раскрашенных мельниц первого Тышлера, Мотла, и фантастических деревянных скульптур его знаменитого потомка-художника Александра.

Лариса БЕЛАЯ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции