Доброго и сладкого года!
5776 — Год великого собрания
«Когда придет весь Израиль явиться пред лицо Господа, Б-га твоего, на место, которое Он изберет, читай учение это пред всем Израилем вслух им» («Дварим», 31:11)
Закончился 5775 год по еврейскому календарю, который был «седьмым», или «субботним» (шнат-га-шмита), и наступил, соответственно, 5776 год — Год собрания, или шнат-га-гакгель, когда во времена Храма существовал обычай собирать весь народ в Иерусалиме: мужчин, женщин и детей.
Мы желаем всем нашим читателям, чтобы этот год воистину стал годом собрания, когда мы смогли бы наконец объединиться и ощутить себя одним народом, чтобы выйти из нашего последнего Изгнания так, как об этом говорил в свое время наш первый национальный лидер — Моше («Шмот», или «Исход», 10:9) «…С нашими юношами и с нашими стариками мы пойдем, с сыновьями нашими и с дочерями нашими, с мелким и крупным скотом нашим мы пойдем, ибо праздник Господу у нас».
И чтобы мы смогли уже в этом году по-настоящему исполнить заповедь собрания (гакгель) — в Третьем храме, который будет построен уже в эти дни.
Заповедь собрания (гакгель)
Уроки воспитания
«Собери народ: мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, — дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Б-га вашего, и строго исполнять все слова закона этого» («Дварим», 31:12)
Заповедь «гакгель» предписывает раз в семь лет, на исходе «седьмого», или «субботнего», года (шнат-га-шмита) собирать весь народ, мужчин, женщин и детей, в Иерусалиме для публичного чтения свитка Торы, дабы пробудить в них «страх перед Господом». Это происходило на исходе первых праздничных дней Суккот, в первый будний день праздничной недели (холь-га-моэд), в женском отделении Храма (эзрат-га-нашим)*. Священники трубили в большие ритуальные трубы (хацоцрот), которые созывали народ в Храм. Там устанавливали большую деревянную трибуну в самом центре храмового двора, на которой восседал царь, и перед ним — свиток Торы, из которого он зачитывал отдельные, наиболее значимые отрывки**, как сказано (31:11): «Когда придет весь Израиль явиться пред лицо Господа, Б-га твоего, на место, которое Он изберет, читай учение это пред всем Израилем вслух им».
Народ внимал словам Торы стоя, в трепете и страхе. При этом мужчины (на которых возложена также заповедь изучения Торы) учились, женщины (а также прозелиты, которые могли не понимать язык Писания) просто внимали и проникались трепетом. А детей приводили из воспитательных целей, что являлось прямой обязанностью их родителей.
Любавичский Ребе подчеркивает, что эта заповедь касалась даже новорожденных***. Отсюда можно сделать простой вывод: еврейское воспитание начинается буквально с пеленок, т.е. с самого дня рождения.
Указание Ребе к Году собрания
Ребе призывает использовать это время для объединения всего еврейского народа: «мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих», чтобы пробудить в них единство (ахдут) и богобоязненность (ират-шамаим). В этом году любое собрание (а особенно когда есть молитвенный кворум — миньян, десять и больше взрослых мужчин), которое связано с изучением Торы и пробуждением религиозных чувств у собравшихся, соответствует духу этого времени и может считаться символическим исполнением заповеди собрания (гакгель).
«И радуйся в дни своих праздников...
И будешь только веселиться!» («Дварим», 16: 13–15).
Раввин Довид КАРПОВ
Дорогие читатели! Желаем вам хорошей записи в Книгу жизни! Ктива-ва-хатима това!
__________
*Это был храмовый двор, где, наряду с мужчинами, могли присутствовать в том числе и женщины, которые располагались на балконе (отсюда название).
**В том числе отрывок с текстом «Слушай, Израиль» (шма), Десять заповедей и «Отделяй десятину» (асер-тэасер), в котором перечисляются все праздники и заповеди, с ними связанные, а также отрывок, в котором перечисляются «благословения и проклятия» (брахот-ве-клалот).
***В том смысле, что если родители брали с собой грудных детей, это было только похвально, и они заслуживали награды свыше.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!