Как выбраться из грязи

 Яков Шехтер
 28 мая 2015
 2530
О том, что деньги не пахнут, реб Хаим-Арон знал лучше других. Человек, которому принадлежит треть канализации Нью-Йорка, хорошо знаком с ароматом своего бизнеса. Впрочем, последний раз непосредственно на объектах реб Хаим-Арон бывал много лет назад, еще в юности, когда отец вводил его в курс дела. Тогда он основательно повозился с арматурой, разобрался в работе задвижек и заслонок, покрутил вентили, подвигал рычаги — в общем, стал понимать, что из чего течет и куда выливается. С тех пор реб Хаим-Арон нажимал кнопки прямо из сияющего чистотой офиса. На поверхности его черного стола, покрытого настоящей дорогой кожей, самый пытливый глаз не обнаружил бы ни единого пятнышка.  

Отец реб Хаим-Арона прибыл на благословенную землю Америки в конце XIX века, пролил немало слез и пота, пока выбился в люди. Сына он выучил на менеджера. А после окончания им университета сделал своим заместителем. Университетское образование и в особенности свободные нравы кампуса несколько пошатнули религиозные убеждения реб Хаим-Арона. Нет, он не оставил веру предков и обычаи продолжал соблюдать по мере сил и возможностей, однако по сравнению с ортодоксальностью отца… В общем, сами понимаете.

Когда в начале Второй мировой войны в Америку прибыл ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, отец Хаим-Арона, уроженец Витебска, часто навещавший в Любавичах предыдущего ребе, устремился к нему, как умирающий от жажды бросается к роднику с кристально чистой водой. Сына он взял с собой. Ребе произвел на молодого американского менеджера весьма внушительное впечатление. Особенно поразил его контраст между суровым видом цадика и необычайно теплым отношением. Спустя пять минут разговора Хаим-Арону показалось, будто он беседует с близким, любящим родственником.

Нет, он не стал его хасидом, но вместе с отцом начал отчислять солидные суммы на религиозные организации, которые ребе с необычной для своего возраста энергией принялся возводить на американской земле. Отец, пока оставался у дел, завел привычку по каждому серьезному вопросу бизнеса обращаться за советом к ребе Йосеф-Ицхаку и скрупулезно следовать его рекомендациям. Во многом благодаря этим рекомендациям бизнес, и без того преуспевающий, круто пошел в гору. Хаим-Арон только диву давался, откуда этот человек, только что прибывший из замшелой Европы, так здорово разбирается в финансовых хитросплетениях новой для него страны.

Взяв в свои руки бразды правления, Хаим-Арон не стал менять этих привычек. Подобно отцу, он ходил за советами к ребе, а после того как душа цадика оставила этот мир, продолжил финансировать организации его преемника ребе Менахем-Мендла и прислушиваться к его рекомендациям. Не так скрупулезно и тщательно, как это делал отец, но мнение ребе немало значило для Хаим-Арона.

Он уже перевалил за рубеж, отделяющий зрелость от солидности, когда ему подвернулась сделка, которая выпадает один раз жизни. В случае удачного ее завершения Хаим-Арон становился уже не просто очень богатым человеком, а мультибогатым. Тщательно взвесив все за и против, подключив юриста и двух брокеров, он не нашел никаких причин для беспокойства. Все выглядело шелково, а действовать нужно было быстро.

Хаим-Арон вызвал лимузин, и шофер доставил его на Истерн-парквей около часа ночи. Ребе, разумеется, еще не спал, и секретарь, старый-старый знакомый, узнав, что разговор идет о деле большой важности, провел Хаим-Арона.

– Сделка не получится, — отрицательно покачал головой ребе, выслушав посетителя. — Я рекомендую вам не вляпываться в эту грязь.

– Грязь? — недоуменно поднял брови Хаим-Арон.

Но реб не стал растолковывать свои слова, а улыбнувшись, поднялся со стула, давая понять, что аудиенция завершилась.

По дороге домой и весь долгий остаток ночи Хаим-Арон провел в беспокойном размышлении. С одной стороны, ребе до сих пор не ошибался, все его рекомендации оказывались точными. С другой — вероятность ошибки все же существует, и цена за нее весьма высока. Он в сотый раз проверял собственные расчеты и мнения экспертов. Все выглядело абсолютно чисто и надежно. О какой грязи шла речь, Хаим-Арон не мог взять в толк. Два плюс два всегда равняется четырем! Гигантская прибыль кружила ему голову, он так увлекся, что свои расчеты и предположения стал сравнивать с незыблемыми законами мироздания.

Утром он принял решение: от сделки не отказываться, но войти в дело не полной мерой, а процентов на тридцать пять – сорок. В случае удачи прибыль будет не астрономической, но весьма солидной, а в случае проигрыша… что ж, такую потерю он сумеет перенести. В довершение всего Хаим-Арон вспомнил слова Рамбама о золотой середине, решил, будто он именно так и поступает. Совершенно успокоившись, он начал проворачивать сделку.

Прошло три недели, и он с горькой брезгливостью вспоминал то утро и свою глупую самоуверенность. Ребе оказался прав, а его собственные расчеты и предположения полетели в тартарары. Все началось нормально и удачно, но вдруг откуда ни возьмись на арене оказались китайцы с просто стратегическими запасами вольфрама, вокруг которого и крутился бизнес. Цена полетела вниз, точно парашютист с нераскрывшимся парашютом, дальше пошел эффект домино. Хаим-Арон не только потерял вложенные деньги, но и с ужасающей быстротой начал превращаться в банкрота. Делать было нечего, он сунул в карман гордость и поехал к ребе.

Разговор не клеился. Хаим-Арон никак не мог раскрыть рта, ведь ребе четко обрисовал ему ситуацию, а он по нахальной самонадеянности не прислушался к его предупреждению. Ребе, понимавший, что творится в душе у гостя, тоже молчал, давая тому время собраться с мыслями.

– История! — вдруг воскликнул Хаим-Арон. — Вы позволите рассказать вам подлинную историю про Витебск? Я слышал ее от отца…

– Рассказывайте, — согласился ребе.

– Жил в Витебске еврей-вор. И был у него свой способ очищать богатые дома. Посреди ночи он забирался вовнутрь через дымоход, разумеется, предварительно выглядев печи с достаточно большой заслонкой. Был он тощим и вертким, не боялся перепачкаться и поэтому проникал туда, куда другому и в голову бы не пришло сунуть нос. Тихонько собрав ценные вещи, вор отпирал изнутри надежные засовы и преспокойно уходил через главный вход.

Однажды он забрался в дом к городскому раввину. Там было чем поживиться. Явившись к раввину с каким-то вопросом по Талмуду, он углядел тяжелые серебряные подсвечники, менору, кубки для кидуша, блюдо для субботних хал. Печь в кабинете у раввина была подходящих размеров, так что все сходилось. Одного лишь вор не мог знать — что раввин до глубокой ночи учит Тору в своем кабинете. Выбравшись из печи, он столкнулся с ним носом к носу.

– Что привело тебя ко мне в столь поздний час, сын мой? — спросил ­изумленный раввин.

– У меня есть вопрос, ребе! — вскричал воришка, не зная, как выпутаться из создавшегося положения.

– Наверное, он очень важный, — продолжил раввин, совершенно не замечавший зло вокруг себя, — если ты пришел ко мне посреди ночи, да еще таким странным образом.

– Да, ребе, — хмыкнул вор, — он очень важный! Подскажите, как выбраться отсюда.

– Что ты имеешь в виду? — переспросил не понявший насмешки раввин.

– Научите, как выбраться из грязи, в которую человек попадает не по своей воле? — вывернулся вор, отряхивая сажу с одежды.

– Вот и я тоже хочу спросить, ребе, — завершил рассказ Хаим-Арон, — как мне выбраться из грязи, в которую я влип? Вы предупреждали, а я не послушал, и вот… Пожалуйста, научите ребе, иначе я просто пойду по миру.

– Ну, коль скоро беседа наша началась с истории, — улыбнулся ребе, — я продолжу ее в том же стиле и в свою очередь расскажу тебе историю, происшедшую в Любавичах более ста лет тому назад. Наверное, я не такой искусный рассказчик, как ты, Хаим-Арон, но все же послушай.

При ребе Шмуэле в Любавичах было два постоялых двора. Один неподалеку от дома ребе и его синагоги, а второй на окраине. Любавичи — небольшая деревня, и от околицы до центра идти совсем немного. Но хасиды, приезжавшие к ребе, хотели жить как можно ближе к нему. Поэтому первый постоялый двор всегда была забит битком, а второй постоянно пустовал.

Как-то перед праздником Шавуот хозяин второго постоялого двора реб Гирш впал в уныние. Уже несколько недель у него никто не останавливался, и все деньги кончились. Жена попросила хоть что-то на халы к празднику, вино для кидуша и рыбу — о мясе она уже и мечтать не смела. Реб Гирш вывернул карманы, но обнаружил только несколько позеленевших от старости грошей.

И хоть негоже хасиду впадать в уныние, но именно это состояние накрыло реб Гирша с головой. Он побрел в центр местечка, и ноги сами принесли его к дому ребе. Так получилось, что в это время ребе Шмуэль стоял на балконе второго этажа.

– Гершеле, почему ты такой грустный? — окликнул он хасида. — Через несколько часов мы будем получать Тору. Надо радоваться, а ты грустишь!

– Как же мне радоваться, ребе, — грустно ответил реб Гирш, — когда в доме хоть шаром покати! Ни еды, ни денег.

Ребе Шмуэль приложил ладонь козырьком, точно вглядываясь в даль, и произнес:

– Беги домой, Гершеле, готовь еду, стели постели. Скоро в твоем постоялом дворе не останется ни одной свободной койки.

– На что же мне готовить еду? — вскричал встревоженный реб Гирш. Он верил каждому слову ребе и не сомневался, что все будет именно так, как тот говорит.

– Я одолжу тебе десять рублей, — ответил ребе Шмуэль. — Беги на рынок, закупай продукты.

Реб Гирш помчался рынок, вместе с грузчиком еле дотащил покупки до дому — десять рублей в те времена были весьма приличной суммой. И вместе с женой принялся за работу. Спустя два часа были приготовлены еда и постели на пятьдесят человек.

Долгий летний день стал клониться к вечеру, но реб Гирш не беспокоился. Если ребе сказал, значит так оно и будет. Тени становились все длиннее, и вместе с ними росло недоумение. Когда жена зажгла свечи, а он сам вышел за порог, чтобы идти в синагогу, недоумение превратилось в отчаяние.

Не успел реб Гирш сделать несколько шагов, как позади него, на дороге, ведущей из полей, послышался стук копыт и конское ржание. Он обернулся: по дороге во весь опор неслись четыре большие пароконные телеги, набитые хасидами. Прошли две или три минуты, и телеги резко остановились перед воротами гостиницы.

–Уф, успели! — крикнул балагула, восседавший на облучке первой телеги. — Хозяин, показывай, куда коней заводить!

Гостей оказалось девяносто, и они с трудом разместились в постоялом дворе реб Гирша. Если бы не поздний час, балагула, разумеется, отвез бы их в центр Любавичей, поближе к ребе, но отсчет времени шел на минуты. Реб Гирш заработал за два дня столько, сколько не зарабатывал за несколько месяцев.

После завершения праздника он отправился возвращать долг.

– Скажите, ребе, — почтительно спросил он, — вот вы стояли высоко на балконе и заметили телеги. Почему же вы не предупредили меня, что они еще далеко и прибудут к самому началу праздника? И я бы так не волновался, и жена моя не сходила бы с ума, и… — тут он тяжело вздохнул и развел руками.

– Ты прав, Гершеле, — ответил ребе Шмуэль. — Когда поднимаешься на высоту, видишь дальше обычного.

***

– Надеюсь, ты понял меня, Хаим-Арон? — спросил ребе Менахем-Мендл, завершив рассказ.

– Нет, — честно признался тот, — не понял.

– Когда человек увяз в грязи, — пояснил ребе, — он видит вокруг себя только грязь и поэтому скатывается в уныние и грусть. Нужно карабкаться вверх, несмотря на положение, набирать высоту, и оттуда, с высоты, становятся видны такие пути, о которых внизу, в грязи, даже помыслить невозможно.

Какой практический совет дал ребе Хаим-Арону, никто не знает. Известно лишь, что выйдя из его кабинета, Хаим-Арон собрал хасидов и устроил фарбренген, хасидское застолье. Насколько его приподнятое настроение было искренним, также никому не известно. Но свидетели рассказывают, что Хаим-Арон очень старался. Он даже не вернулся домой, а остался ночевать в синагоге, а проснувшись, посвятил весь день учению. И следующий день, и еще несколько дней подряд, пока Всевышний не открыл ему глаза и не показал выход из тупика.

Хаим-Арон не разорился и не стал мультибогачом, а вернулся к прежнему благополучию и еще много лет щедро жертвовал на хасидские благотворительные организации.

Яков ШЕХТЕР, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции