Дорога к Храму
Но и над народом, которому они будут служить, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. («Берейшит», или «Бытие», 15:14)
То, что «жиды Россию продали», известно даже ребенку. Думаю, что нечто подобное приходилось выслушивать нашим предкам не раз за всю нашу многовековую историю скитаний по разным странам и народам. Про себя мы, конечно, считаем, что это полная чепуха. Но если внимательно читать Тору, то можно убедиться, что эти обвинения вовсе не такие беспочвенные.
Еврейский народ вплотную приблизился к долгожданному освобождению. Осталась всего одна последняя «казнь» — гибель первенцев (макат-бхорот), и упрямый фараон смирится и отпустит непокорный народ.
Казалось бы, в этот критический во всех смыслах момент евреи должны были думать лишь о том, чтобы собрать свои пожитки и как можно скорее покинуть ненавистный Египет, который более чем на два столетия стал для них «домом рабства» (бейт-авадим*).
В этот ответственный момент, незадолго до долгожданного Исхода, Всевышний неожиданно обращается к Моше с повелением «одолжить» у египтян ряд ценных вещей, как сказано (11:2): «Внуши же народу, чтобы выпросили каждый у ближнего своего, и каждая женщина у соседки своей вещей серебряных и вещей золотых». В конечном итоге, с Б-жьей помощью, все так и вышло (11:3): «И даровал Господь милость народу в глазах египтян». К тому же сыграл свою роль авторитет Моше, как сказано: «Также и муж Моше был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов Фараона, и в глазах народа». Поэтому египтяне «одолжили им свое имущество», при этом понимая, что больше его никогда не увидят.
А дальше Тора выражается более откровенно (12:36): «А Господь послал милость народу в глазах египтян; и те давали им, и опустошили они Египет». Более того, Моше еще потребовал жертвенных животных у самого фараона, как сказано (10:25): «Но Моше сказал: и ты тоже дашь нам жертвы и всесожжения, чтобы совершить жертвоприношения Господу, Б-гу нашему».
Так почему первое поколение израильтян оказалось таким меркантильным и «распродало Египет»?
Исторический счет
И пусть сделают они Мне святилище, и Я буду обитать в среде их. (25:8)
Удивительно, но эта история с «обманутыми египтянами» имела свое продолжение. В частности, в Талмуде рассказывается, что во времена Александра Македонского египтяне вдруг вспомнили эту старую обиду и выставили евреям «счет», потребовав, чтобы они вернули все то серебро и золото, которое в свое время «одолжили» нам их предки. Их не смутило, что к тому времени прошла уже почти тысяча лет с момента Исхода. Согласно преданию, евреи ответили вполне в талмудическом стиле: не стали оспаривать сам факт, а выдвинули «встречный иск» — за неоплаченный рабский труд в течение двух веков.
Ведь египтяне поработили еврейский народ и заставили работать на себя незаконно: вначале фараон приглашал их как почетных гостей и обещал предоставить им равные права! Конечно, все эти претензии египтян смехотворны, но давайте разберемся сами: чем можно обосновать этот исторический грабеж, который упомянут не где-нибудь, а в святой Торе? На этот счет существует целый ряд объяснений. Во-первых, все это было проделано по прямому указанию Творца и послужило дополнительным (помимо «Десяти казней») наказанием для египтян за все страдания и угнетение еврейского народа. Во-вторых, это присвоенное имущество можно считать моральной и материальной компенсацией для израильтян за долгие годы рабства. Кроме того, большую часть золота, серебра и прочих ценных вещей мы не присвоили себе, а в свою очередь пустили на святое дело — пожертвовали на изготовление переносного Храма — скинии (мишкан).
На свободу — с чистой совестью!
И вот, по истечении четырехсот тридцати лет, в тот самый день вышли все ополчения Господни из земли Египетской. («Шмот», или «Исход», 12:41)
Для тех, кого почему-либо не устраивают все эти объяснения, в рамках хасидской философии дается еще одно, более принципиальное и глубокое толкование этого эпизода. Согласно ему, мы действовали в строгом соответствии с замыслом Творца. Более того, во многом ради этого «имущества» наши предки и спустились в Египет.
Как известно, все эти «великие приобретения» (рхуш-гадоль) были обещаны еще нашему праотцу Аврааму-авийну во время «союза между частями рассеченных животных», как сказано (15:14): «Но и над народом, которому они будут служить, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом».
И все же о каких именно больших приобретениях идет здесь речь? Неужели великому праведнику Аврааму в качестве своеобразного морального утешения за несколько веков рабства его потомков была обещана материальная компенсация вроде той, которую получают сегодня жертвы Холокоста? Выходит, Всевышний просто решил откупиться, как после окончания войны это сделала Германия и ряд других стран, которые выплатили Израилю символические компенсации, чтобы успокоить свою совесть и якобы загладить вину перед еврейским народом?!
Согласно хасидской традиции, здесь прежде всего идет речь не о материальных, а о духовных приобретениях. Начиная с Египта, который является прообразом всех последующих Изгнаний, во всех странах изгнания на нас была возложена обязанность извлечь «святые искры» (ницоцот) — то лучшее и ценное, что есть в культуре и традиции окружающих нас народов. Но поскольку в Торе это названо приобретениями (когда вещь полностью переходит в распоряжение нового хозяина), то это подразумевает, что мы должны были вобрать в себя эти «искры» и сделать их органичной частью еврейской традиции. Более того, именно этот духовный труд и является главным критерием нашего пребывания в изгнании: как только все «искры» были собраны, наше дальнейшее пребывание в рабстве, с точки зрения Б-жественного замысла, теряло всякий смысл. Поэтому в Торе сказано, что мы вышли в «тот самый день», когда эта работа была завершена, как сказано (12:41): «И вот, по истечении четырехсот тридцати лет, в тот самый день вышли все ополчения Господни из земли Египетской», как это и было обещано нашему праотцу Аврааму.
Поэтому было принципиально, чтобы египтяне отдали все добровольно (даже догадываясь, что расстаются со своими ценностями навсегда), тем самым как бы откупаясь от евреев, которых они считали мистическим источником всех своих бед и несчастий.
Таким образом, эти большие приобретения могут означать (в зависимости от контекста) как простые, материальные ценности (в том числе упомянутые в нашей главе: серебро, золото, дорогие одежды и т.д.), так и чисто духовные — «святые искры». Но все же что конкретно стоит за этими «искрами святости» (которых к тому же насчитывалось ровно 288), чтобы это могло оправдать в наших глазах все тяготы рабства? И что может служить таким ценным имуществом во время «последнего Исхода» уже в наши дни?
Back FROM USSR
Подобно дням твоего исхода из Египта, Я покажу тебе чудеса. («Миха», 5:17)
В еврейской традиции принято Древний Египет сравнивать с железным горнилом (кур-га-барзель), где из руды под действием высокой температуры выплавляют чистый металл. Действительно, из аморфной массы рабов в Египте, только пройдя через все испытания рабства, смог возникнуть и сформироваться еврейский народ — «Б-жье воинство» (цивот-га-шем).
Таким образом, Египет стал решающим этапом в процессе формирования и становления еврейского народа, который предшествовал дальнейшему дарованию Торы. Поэтому можно сказать, что из Египта мы вынесли, во-первых, самих себя — народ Израиля, а во-вторых — Тору, которую мы потом получили на горе Синай. Что ж, вполне выгодная сделка: ради таких приобретений можно было и помучиться пару веков!
И еще. Многие сравнивают бывший Советский Союз (а некоторые туда же относят и современную Россию) с Древним Египтом, где мы когда-то были рабами. Не спорю, определенное сходство есть, недаром нас предупредили устами пророка, что в «конце времен» нас ожидает новый Исход, как сказано («Миха», 5:17): «Подобно дням твоего исхода из Египта, Я покажу тебе чудеса».
Но в таком случае мы вправе ожидать, что это обернется для нас столь же богатыми приобретениями. И если из Древнего Египта нас вывел Моше, посредством которого нам была дарована Тора, то в таком случае из российского рабства нас выведет уже Мошиах, который тоже принесет нам новое Учение (тора-хадаша) — скоро, в эти дни!
Седер превыше всего!
Ordnung uber alles
«Порядок превыше всего!» С этим лозунгом у нас обычно возникают не самые приятные ассоциации. Но вот наступает Песах, мы садимся за праздничный стол и приступаем к традиционному пасхальному застолью, которое носит название «седер», т.е. «порядок»!
Это странное на первый взгляд название для праздничной трапезы имеет свое объяснение. Дело в том, что наша цель на этом пасхальном седере — на самом деле навести порядок: прежде всего в себе самом, а заодно и в окружающем нас мире, так, чтобы все соответствовало законам Торы.
Но главное — осознать, что с момента нашего Исхода из Египта все происходящее с нашим народом — вовсе не случайная цепочка событий, а четкая закономерность, подчиненная замыслу Творца. И этот Б-жественный порядок, присутствующий в нашем мире, на самом деле, превыше всего (хотя мы далеко не всегда можем его разглядеть). И в полной мере он раскроется в эпоху Мошиаха, с приходом нашего праведного Избавителя!
_______
*Аврааму было предсказано, что его потомки будут рабами в течение 400 лет. Но реально мы находились в Египте лишь 210 лет. Причем собственно рабство продолжалось меньший срок, т.к. пока был жив последний из братьев — Леви, евреи еще пользовались прежними привилегиями.
_____________
В оформлении материала использованы репродукции картин альбома Passover Haggadah/ Altona, Germany, 1738
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!