Что ждет человечество…
Ежегодно в декабре Норвежский нобелевский комитет присуждает Нобелевскую премию мира лицам и организациям, внесшим, по мнению комитета, выдающийся вклад в области укрепления братства между народами, а также для проведения конгрессов и пропаганды в поддержку мира. Однако немногие знают о событиях, предшествовавших учреждению этой премии, инициаторах ее создания, а также о первых лауреатах, в числе которых были евреи.
Альфред Нобель (1833–1896) в 1867 году запатентовал свое изобретение — динамит. Он предложил использовать взрывчатку для прокладки тоннелей в Швеции. Динамит стали активно применять не только для инженерных сооружений, но и в военном деле. Это изобретение принесло Нобелю огромные доходы. Впечатление, которое произвела на современников разрушительная сила динамита, можно сравнить с шоком, вызванным в XX веке атомной бомбой. Уже тогда перед человечеством встал вопрос о моральной ответственности изобретателя за свое изобретение.
В 1889 году вышел пацифистский роман австрийской писательницы Берты фон Зутнер «Долой оружие!» Она рассказала о жизни молодой женщины, судьба которой была искалечена европейскими войнами 1860-х годов. Книгу перевели на многие языки, ее цитировали на заседаниях австрийского правительства, отрывки из романа появились в газетах. Лев Толстой в 1891 году написал Берте фон Зутнер: «Я очень ценю ваше произведение». Он поставил его в один ряд с романом Бичер Стоун «Хижина дяди Тома».
Популярность романа позволила писательнице установить контакты с европейскими группами борцов за мир. В 1891 году Берта Зутнер присутствовала на конгрессе миролюбивых сил, организованном в Риме Межпарламентским союзом. В том же году она основала Австрийское общество мира, которое стало первой пацифистской организацией страны за всю историю ее существования. Активный борец за мир, Зутнер снискала всеобщее уважение, в том числе и Альфреда Нобеля, дружба с которым продолжалась 20 лет.
Благодаря этой дружбе Нобель становится убежденным пацифистом — создает Международное объединение ликвидации негативных последствий использования динамита, принимает участие в работе Всемирного конгресса пацифистов.
Альберт Нобель, не желая остаться в памяти человечества «миллионером на крови», как его называли газеты, в 1893 году в очередном письме Берте Зутнер написал о своих планах «выделить часть состояния для премии…которая будет присуждаться тем, чьи усилия смогут способствовать достижению мира в Европе».
7 ноября 1895 года Нобель в Шведско-норвежском клубе в Париже подписал завещание, согласно которому большая часть его состояния должна пойти на учреждение интернациональных премий ученым, писателям и борцам за мир. И в 1896 году была учреждена премия мира, носящая его имя. В 1901 году первыми лауреатами этой премии стали Жан Анри Дюнан — идейный вдохновитель создания Международного Красного Креста, и Фредерик Пасси — основатель Международной лиги мира. В декабре 1905 года Берта Зутнер стала первой женщиной — лауреатом Нобелевской премии мира.
Вместе с Зутнер активно способствовали развитию пацифистского движения Альфред Фрид и Тобиас Ассер. Австрийский журналист и пацифист Альфред Фрид родился в Вене в еврейской семье. В пятнадцать лет он занялся книжной торговлей. Переехав в Берлин, в 1887 году журналист открыл собственное издательство. Под впечатлением романа Берты Зутнер «Долой оружие!» и вдохновленный ее примером, Альфред Фрид основал в Германии Общество мира. Совместно с Бертой Зутнер он стал издавать журнал под тем же названием, что и роман. А три года спустя Фрид начал печатать журнал «Стража мира». Это издание, по выражению английского журналиста и пацифиста Нормана Энджеллы, стало «самым действенным в пацифистском движении всего мира».
Умами сторонников мира все более овладевали идеи международного арбитража и разоружения. В своей деятельности Альфред Фрид поддерживал контакты с пацифистами всей Европы. В 1892 году он стал одним из основателей антивоенного движения в Германии. Им был организован в Берлине Подготовительный комитет, в состав которого вошли представители науки и культуры. В их числе — астроном Вильгельм Ферстерн, писатель Фридрих Шпильхагер, депутаты рейхстага М. Гирш, Т. Барт и ряд председателей обществ мира германских городов. В декабре того же года в Берлине было объявлено о создании Немецкого общества мира.
В 1899 году состоялась 1-я Гаагская мирная конференция. Это событие сыграло заметную роль в развитии взглядов Фрида. Альфред Фрид был возмущен негативным отношением общественности к пацифизму. В 1905 году он начал издавать «Ежегодник международной жизни», посвященный вопросам международной политики. Защите мира были посвящены несколько его книг, в частности «Справочник движения за мир» (1911), содержащий исторический обзор движения, фотографии ведущих пацифистов, отчеты мирных конференций, сведения о руководстве важнейших миротворческих организаций. Фрид входил в число основателей Общества международного понимания, состоял в Бернском бюро мира, Международном институте мира. Его книги после прихода нацистов к власти в 1933 году были сожжены.
Деятельность нидерландского государственного деятеля, юриста, пионера правовых отношений, активного члена Амстердамской еврейской общины Тобиаса Ассера была сродни тому, чему посвятил свою жизнь Альфред Фрид. Ассер родился 28 апреля 1838 года в Амстердаме в еврейской семье. Он проявил себя как незаурядный студент, победив на конкурсе студенческих работ с сочинением об экономическом понятии стоимости. Однако вскоре отошел от экономики и поступил в Амстердамский университет. В 1860 году в возрасте 21 года он получил докторскую степень и был пригашен в Международную комиссию свободы судоходства на Рейне.
В 1869 году основал «Журнал международного права и сравнительного законодательства». Спустя несколько лет Ассер вместе с другими видными юристами основал Институт международного права в Генте (Бельгия). В течение нескольких лет институт разрабатывал международные законы о гражданских правах, выдаче преступников и ряд других. Были намечены основы международного судопроизводства, обсуждались вопросы ведения военных действий, в частности, вопрос о нейтральных зонах во время войны.
Тобиас Ассер участвовал в подготовке почти всех международных договоров, подписанных голландским правительством на протяжении 38 лет.
Ассер верил, что тяжбы между государствами могут быть разрешены путем созыва международных конференций. Наибольшего успеха он добился на международной конференции в Константинополе (1888), на которой обсуждался нейтралитет Суэцкого канала. В конвенции по этому вопросу, подписанной в октябре 1888 года, говорилось, что фарватер канала «должен быть свободен постоянно, открыт и в военное, и в мирное время» для судов всех стран.
В качестве главы делегации Нидерландов на гаагских конференциях 1899 и 1907 годов Ассер выдвинул принцип обязательного арбитража как альтернативу вооруженному конфликту. Он поддержал план организации Международного третейского суда в Гааге, членом которого стал в 1900 году. Этот суд действует и поныне.
В 1904 году Тобиас занял пост государственного министра, в то время это был наивысший взлет для человека его происхождения. Его заслуги были высоко оценены научной общественностью мира. В 1911 году работа Ассера в области международного арбитража была отмечена Нобелевской премией мира. Эту честь он разделил с Альфредом Фридом. Вместе они стали первыми евреями, удостоенными этой высокой награды.
В наше время Нобелевскую премию мира получили Генри Киссинджер (1973), Менахем Бегин (1978), Эли Визель (1986), Ицхак Рабин (1994), Шимон Перес (1994).
В 1995 году Нобелевскую премию мира «За большие достижения, направленные на снижение роли ядерного оружия в мировой политике, и за многолетние усилия по запрещению этого вида оружия» разделили английский физик (польский еврей) Джозеф Ротблат и созданное по его же инициативе Пагуошское движение.
Для современного человечества угроза ядерной войны может обернуться трагическими последствиями, граничащими с самоуничтожением. Напомню слова Берты Зутнер: «Вопрос в том, что должно преобладать в отношениях между государствами — грубая сила или закон, который становится наиболее животрепещущим в наше богатое событиями время».
От решения этой проблемы зависит то, каким мы хотим видеть мир для грядущих поколений.
Семен КИПЕРМАН, Израиль
Фоторепродукции: Илья Гершберг
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!