Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 27 февраля 2015
 2412
Хотелось бы знать: была это, скажем, сибирская ель или, напротив, карельская береза? Или, может быть, это было специально для сего случая выросшее и неизвестное науке эксклюзивное дерево?

История, рассказанная в Книге Эстер, расцвечена фантазией позднейших поколений, представлена в Агаде с разнообразными острыми и выразительными украшениями. Познакомлю вас с одним из них.

Таргум Шени означает по-русски «второй перевод». Это перевод на арамейский язык Книги Эстер — большей частью вольное переложение с многочисленными вставками. О времени написания существуют разные мнения, наиболее вероятно, что написан он в конце VII – начале VIII века. Таргум Шени — это, конечно, не Талмуд, но определенно его окрестности. Хочу задать вопрос из серии «Знаете ли вы?» Знаете ли вы, на каком дереве был повешен гадкий Аман? Правильный ответ: на дереве высотой 50 локтей. Так сказано в Книге Эстер. Больше в Книге Эстер про это интересное дерево ничего не написано.

А в Таргуме Шени написано. Там приводится дискуссия деревьев, где обсуждается вопрос, на каком дереве висеть гадкому Аману. Из этой дискуссии вы можете узнать то, о чем умалчивает Книга Эстер. Привожу текст по Агаде Бялика и Ровницкого с сохранением диковинной ботанической номенклатуры:

Виноградная лоза: «Я и ростом мала, и не пристойно мне виселицей для Амана стать: сок ягод моих для священных возлияний служит».

Смоковница: «Ягоды мои служат для приношения первинок, из листвы же моей Адам и Ева одеяние сделали себе».

Масличное дерево: «Я доставляю елей для светильника».

Финиковая пальма вмолилась Господу, говоря: «Всем известно, что нечестивец Аман — внук Агага, внука Амаликова, — и мне ли служить виселицей для него?» «Будь благословенна! — раздался в ответ ей голос Господень, — ты не станешь виселицей для него, ибо тебе уподоблен Сион, возлюбленный Мною». 

Райская яблонь: «Ко мне идут от всех народов земли, и от плодов моих берут, чтобы ликовать пред Тобою, Господи!» Мирт: «Я райской яблони чета и надо мной также гимны радости поют».

 

Дуб зашумел и воскликнул: «Дебора, кормилица Реввекина, под сенью моей погребена».

Теребинт: «На ветвях моих Авессалом, сын Давидов повис».

Гранатовая яблонь: «Мне праведники уподоблены».

«Слушайте, — раздался голос кедра, — на мне да будет повешен Аман — на том дереве, которое он сам приготовил на гибель себе».

 

Идею дискуссии деревьев придумали не авторы Таргума Шени — они взяли ее в готовом виде из Книги Судей (Шофтим) и адаптировали к Книге Эстер. Библейская дискуссия посвящена отнюдь не повешению Амана: она посвящена выборам царя, но литературная преемственность очевидна. Итак, Шофтим, 9:8–15. «Пошли некогда деревья помазать над собою царя, и сказали маслине: «Царствуй над нами!» И сказала им маслина: «Разве оставлю я жирность свою, которой чествуют Б-га и людей, и пойду скитаться по деревьям?» И сказали деревья смоковнице: «Иди ты, царствуй над нами». Но сказала им смоковница: «Разве оставлю я сладость мою и добрый плод мой и пойду скитаться по деревьям?» И сказали деревья виноградной лозе: «Иди ты, царствуй над нами». Но виноградная лоза сказала им: «Разве оставлю я сок мой, который веселит Б-га и людей, и пойду скитаться по деревьям?» И сказали все деревья дерезе: «Иди ты, царствуй над нами». И сказала дереза деревьям: «Если вы действительно мажете меня в цари над собою, то идите, укройтесь в тени моей; если же нет, то выйдет огонь из дерезы и сожжет кедры Леванонские».

Дереза, если кто не в курсе, это не коза-дереза — это волчьи ягоды. По-видимому, кедры «Леванонские» проявили благоразумие: укрылись в дерезовой тени, и огонь не спалил их, дабы осталось дерево, на котором можно повесить гадкого Амана.

Теперь, когда вы знаете это, можете со спокойным сердцем идти есть гоменташи и пить водку — и выпить ее во исполнение заповеди столько, чтобы не отличить кедр от дерезы. Но все-таки не столь много, чтобы вам пришла в голову опасная мысль закусить огненную воду красной дерезовой ягодой.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции