Оттиски
И вопль раненной души…
Сердце просило… Зачем-то все ж надо
в Прагу вернуться.
Грустно немного, но все же прекрасно:
меня не узнают.
Шаг сразу сбился. Рыцарь окликнул,
профиль мой сверя?
Вот мое место, где Влтава размахом…
Локтям привычно.
Только цветенье собор мне знакомый
глаза застилает.
Слезы смешались с гуденьем органа.
Долгая месса…
Помнить так больно. Не помнить – забвенье.
Оттиски Вита.
***
Клотиль-палач стоит ко мне спиной.
Он королеву знать не хочет тоже?
То рок в лице его стоит передо мной.
Он любит, потому и за спиной
Он встретить глаз моих последний взгляд
не может.
* ????? ?????
Никуда б я не уехала,
словно девушка, несмелая,
никогда б я не уехала –
туда...
Просто так сложилось. Помощи
неоткуда ждать. И овощи
предстоит мне собирать
в чужом саду.
Никуда б я не уехала,
словно девушка, несмелая,
никогда б я не уехала –
туда...
Знать судьба такая горняя
привела меня в края дольние.
Завела меня и бросила...
Знать судьба...
Никуда б я не уехала,
Словно девушка, несмелая.
Никогда б я не уехала...
Никогда.
__
* Здешнее предвидение (ивр.)
***
Ты что-нибудь хочешь? – Хочу. Тишины.
А также покоя еще небывалого.
Внутри все надорвано. Эхо струны
тихонечко голосом стонет усталого.
То манит простором к себе синева.
И это не надо в узлы мне запихивать.
Отсюда свободна, горда и вольна
я буду веригам тем с грустью подмигивать.
***
Прошло. Не помнить ничего,
как выстрадать дано Начало.
Открыть заветное окно
и попытаться жить сначала.
Но отчего-то ни одно
не возвращается мгновенье,
как будто бы и не его
будило так же вдохновенье,
как будто бы и не ему
полцарства жизни обещало,
а после – вовсе не ему
своей руки не подавало.
Теперь закрыть свое окно
по мановению печали,
увы, не сможешь, все равно
к какому берегу причалишь.
***
Пропало все, и под дождем
Стояли бледные оливы.
И свет не свет, и дом не дом,
А что мешало быть счастливым?
О, эта злобная усмешка
Судьбы, не знающей конца.
Как в поле белом чёрна ветка
Коснулась моего лица.
***
В.К. (Вике)
Как от тюрьмы и от сумы...
Простолюдинов на виду
По кромке собственной судьбы
С котомкой молча я бреду.
Всё сон во сне, и сна терпенье
Присуще мне теперь вполне.
И может, это ответвленье
В Саду тех тропок, в той траве.
***
Элегия
I
Льет дождь…
внезапно, вдруг, приятно,
как будто туча утро
все сказать хотела,
что это будет,
пыталась к нам сойти
с небес, отрадно
знать: неспешно
былое всходит, так
и не раскрывшись…
и серость неба вовсе
не сыра, над кромкою
горы уже успеть просвет
увидеть, радостно душе
внутри себя его найти,
вот это состоянье
природы больше
всего люблю, и тишина
ложится в монохромность
неба, как женщина
молчанием одета,
гора любви туманом
обволакивает слово,
заставившее биться
сердце, грустно.
II
Боюсь, что не останется
в душе всего того, что
я сказать хотела,
как этот дождь, пронесшийся
так быстро, мимо
шла неспешно жизнь
или неслась,
сейчас – не разобрать,
сначала нужно доиграть,
потом вернуться,
может быть, и снова
вступить в права
на ветхое существованье
рядом с вечностью;
как глупо, и смешно
наверно, оттого,
что я, мальчишек зная
хорошо, пройдя дорогой,
заплетавшею косичку,
соперниц не имела,
а они, меня завидя,
ощущали необычную
тревогу, и всегда
смотрели вслед так долго,
будто вспомнить что-то…
***
1
Вот времена! Поражены
Отвагой царственной и ленью
И может быть не страшен Рок
Над ним плывущего созвездья.
Отныне мы хранимы им
Как в времена былые те же...
Поэт всегда везде гоним
Безбрежный дух его мятежен.
2
Усталость бороздит чело
И может быть не вышло время?
Ему лет двадцать или сто...
Не оттого ль так тяжко бремя
Нести весь мир в своих руках
Не разделив его на части
И помня: прах, всего лишь прах
Его сегодняшнее счастье.
***
«Я спал. Мне снилась ночь».
Сказал мне внук так поутру.
Ну, не поэзия ли, друг,
Вот так пришедшее и вдруг?
Нестись куда-то наугад
И вдруг внезапно ощутить
Всю жизнь. Подряд, подряд, подряд,
За кадром кадр, все пропустить
Сквозь душу, как бы и во сне,
Как в детстве было то не раз,
Как спелой вишней в январе,
Как бы вчера. Как бы сейчас.
И чем уйму печаль мою,
Когда пою о прошлых днях,
О снах, прошедших наяву,
О детских маленьких плечах.
Как ощутить неиство строк
И вопль раненной души,
Когда стремглав ворвался Б-г
И тихо молвил: «Запиши».
Хочу забыть всю эту боль,
Что испытать мне здесь пришлось.
И вопрошав Его: «Доколь?»,
Понять: ответа не нашлось…
Дневник Мурасаки (еще три дня)
Продолжение Дневника известной писательницы японского средневековья Мурасаки Сикибу*
Столица мира и спокойствия
Хэйан
__
*Мурасаки Сикибу, Дневник, СПб, Гиперион, 1996, пер. с яп. А.Н. Мещерякова.
Пятнадцатый день Первой луны
Танец птицы Калавинка1…
Что значат условности, когда радостно на душе?
Похоже, сам дух флейты Хафутацу2 шепнул мне эти строки:
Хрустальным видит мир
Человек, ощутивший
Хрустальность мира.
Подобное Хэйан лишь
Помнит представленье.
Шестнадцатый день Первой луны
Фонарик, подаренный накануне, греет и за стеклом.
Поскольку сегодняшний день был объявлен
«запретным»3, все укрылись в своих домах.
Может, потому дрожит пламя?
Вспомнились строки:
В тишине,
Наполненной размышлением,
Слышно…
Как звенит струна мысли.
Оторваться не в силах.
Вечером того же дня
Осенние вечера особенно чаруют в преддверии снега.
Еще одна моя осень, как эта желтая хризантема…
Но ведь сегодня она еще свежа.
Кто знает, что будет завтра?
К примеру:
Сухой опавший лист
Гонит ветер.
Сколько шума!
Иной глупец – умер,
И не заметил…
Утром восемнадцатого дня Первой луны
День летит за днем. Полоска гор появляется на рассвете
и плавно исчезает с первой звездой.
Здесь принято чернить зубы4 с особым тщанием.
Все равно, что написано на ширме5.
Уж лучше смотреть в окно.
Вид из окна
Напомнил мне
Двор моего детства.
Так ли уж длинна
Эта дорога?
Ночью того же дня
Наблюдаю за судьбой и ее неравнодушием ко мне.
Ей нравится видеть, как расправляются крылья в
муках сердца?
Просто ей нужно, чтобы птичка, спрятав крылья,
бежала, не касаясь земли, и пела.
Вот и думаю, глядя в ночное небо:
Превратности судьбы
Дают подняться сердцу
До самых облаков.
А после просят:
«Вернись обратно».
Комментарии А.Н. Мещерякова:
1 Калавинка, мифологическая птица в буддизме. Считалось, что она обладает непревзойденным голосом.
2 Флейта Хафутацу – знаменитым музыкальным инструментам присваивались индивидуальные имена.
3 Запретный день – день, когда предписывалось воздержание от общения.
4 Чернение зубов с помощью окислов железа практиковалось в то время в качестве знака социальной выделенности как среди аристократок, так и среди аристократов.
5 Ширмы, бывшие неотъемлемой частью интерьера японского дома, украшались короткими изречениями и стихами.
Комментарии:
Владимир Васильев (Василид 2)
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!