Автомобиль как средство террора

 Песах Амнуэль
 23 декабря 2014
 2688

Сначала я планировал в первый месяц нового календарного года рассказать о достижениях израильского хай-тека, железнодорожной ветке из Хайфы в Бейт-Шеан, о том, что в Ашдоде начато строительство первого в Израиле частного морского порта, об археологических раскопках близ Хеврона, где обнаружена четырехметровой высоты стена, возведенная 3700 лет назад… О тех обычных делах, которыми живет Израиль, когда мирную жизнь не нарушают теракты, ракетные обстрелы и ответные военные операции вроде «Нерушимой скалы».

Кстати, операция «Нерушимая скала» привела к тому, что после августа из сектора Газа по Израилю была выпущена всего одна ракета, упавшая на открытой местности и не причинившая ущерба. Видимо, это был символический жест, который должен был показать израильтянам, что не все хамасовские ракеты были уничтожены. Восстановление Газы, о котором говорили страны-спонсоры, так пока и не началось, чего, впрочем, следовало ожидать.

Более того, египтяне решили, похоже, окончательно закрыть для «Хамаса» возможность контрабанды оружия через Синай и начали выселять жителей египетского Рафиаха из домов, расположенных в трехсотметровой зоне у границы с сектором Газа. Здесь они собираются прорыть вдоль границы глубокий канал, чтобы сделать невозможной прокладку тоннелей.

Возможности для «Хамаса» бороться с «сионистскими оккупантами» уменьшились, а на Западном берегу они и раньше были не очень велики, поскольку «Хамас» и для Махмуда Аббаса представляет опасность. Что бы ни говорил палестинский «президент» о палестинском единстве, он прекрасно помнит, как хамасовцы расстреливали в 2007 году боевиков ФАТХа в Газе, и понимает, что усиление «Хамаса» на подконтрольной Аббасу территории приведет к политической, а, может, и физической смерти «раиса».

Теперь палестинцы прибегли к другому виду террора, не новому, но давно не применявшемуся. Будто вернулись времена первой интифады, когда палестинские подростки забрасывали камнями израильские машины и автобусы, проезжавшие через арабскую деревню Шуафат, расположенную между центром Иерусалима и еврейским кварталом Неве-Яаков. Несколько лет назад Неве-Яаков с центром города соединила линия трамвая — новенькие красивые вагоны стали объектом чуть ли не ежедневных «каменных атак».

22 октября минувшего года легковой автомобиль на большой скорости врезался в группу людей, дожидавшихся трамвая на остановке в районе так называемой Артиллерийской горки неподалеку от Шуафата. Палестинец, управлявший автомобилем, пытался сбежать с места теракта после того, как его автомобиль врезался в столб, но был застрелен подоспевшими полицейскими.

Выяснилось, что управлял автомобилем Шалуди, житель арабской деревни Силуан. Он уже успел посидеть 16 месяцев в израильской тюрьме и вышел на свободу меньше года назад. Пятнадцать человек были ранены, двое погибли: 22-летняя гражданка Эквадора Карен Ямима Москера и трехмесячная Хая Зисель Браун, дочь репатриантов из США, также тяжело раненных в этом теракте. Карен Ямима Москера собиралась выйти замуж за еврея и проходила курс изучения Торы перед принятием гиюра…

«Хамас» объявил террориста шахидом, а подростки в Шуафате принялись забрасывать проезжавшие трамваи с еще большим ожесточением.

29 октября 2014 года в Центре памяти имени Менахема Бегина состоялась обычная ежегодная конференция Фонда наследия Храмовой горы. Присутствовали депутаты кнесета Моше Фейглин и Мири Регев от Ликуда — известные правые активисты. Впрочем, правыми активистами можно было назвать всех собравшихся, поскольку Фонд наследия Храмовой горы и Хранители Храмовой горы призывают евреев свободно подниматься на Храмовую гору и совершать там молитвы.

К таким «экстремистам» принадлежит и раввин Иегуда Глик, также присутствовавший на заседаниях. Глик никогда не проявлял «экстремизма» в обычном понимании. Не призывал к насилию, общался с мусульманами, молившимися в мечети Аль-Аксы. Более того, читал вместе с ними суры Корана — естественно, только те, содержание которых не противоречило иудаизму.

Когда заседание закончилось и люди вышли на улицу, к Глику подъехал мотоциклист и несколько раз выстрелил раввину в грудь и живот, после чего скрылся. Глик получил тяжелые ранения, врачи опасались за его жизнь. Раввину сделали несколько сложных операций, и сейчас, надо надеяться, его жизнь вне опасности. По горячим следам полиция и Общая служба безопасности (ШАБАК) начали поиски террориста. Утром 30 октября он был обнаружен и уничтожен, поскольку при задержании пытался застрелить полицейских.

Террористом оказался Муатаз Хиджази (32), активист организации «Исламский джихад», отсидевший в израильской тюрьме почти 12 лет и освободившийся в 2012 году. Хиджази устроился на работу в ресторан «Терраса», расположенный в Центре памяти имени Бегина — странно, что ШАБАК допустил такой прокол: позволил отсидевшему срок террористу работать в таком месте, где он мог (и смог!) устроить очередной теракт.

Сразу после покушения полиция и ШАБАК объявили о закрытии Храмовой горы для всех: и евреев, и арабов. Для евреев, поскольку группа «правых экстремистов», в которую входили депутаты кнесета Шули Муалем («Еврейский дом») и Моше Фейглин («Ликуд») объявили о намерении подняться на Храмовую гору, чтобы помолиться. Для арабов Храмовая гора была закрыта во избежание беспорядков. Но избежать беспорядков, конечно, не удалось. Волнения начались в арабских деревнях и в Старом городе Иерусалима. Арабы бросали камни, петарды и бутылки с зажигательной смесью в полицейских, били стекла в автомобилях. Десятки камнеметателей были задержаны.

В ночь после покушения на раввина Глика в арабских кварталах Иерусалима царило радостное оживление, а на следующий день глава палестинской администрации Махмуд Аббас выразил свое соболезнование — не жертве теракта, а семье уничтоженного шахида. Естественно, свою радость по поводу покушения выразило и руководство «Хамаса» в Газе, призвав палестинцев на Западном берегу начать наконец третью интифаду.

Министр иностранных дел Авигдор Либерман обратился к своим коллегам из других стран и прямо обвинил Махмуда Аббаса в подстрекательстве к террору. «Политика умолчания по отношению к откровенному подстрекательству, — заявил Либерман, — будет только способствовать превращению Палестинской автономии в террористическое образование и еще большему кровопролитию».

Не успели иерусалимцы прийти в себя после двух терактов, как 5 ноября 2014 года на одной из трамвайных остановок был совершен еще один автомобильный теракт. Микроавтобус, которым управлял Ибрагим Акари, на большой скорости врезался в группу людей, ожидавших трамвая, а затем врезался в столб. Выйдя из машины с железной палкой в руках, террорист набросился на прохожих и был застрелен бойцами пограничной полиции (МАГАВ).

Жертвой этого теракта стал капитан пограничной службы Джедан Асад (38), житель друзской деревни Бейт-Джан. Тринадцать человек были ранены, один из них — семнадцатилетний Шалом Баадани — двое суток спустя скончался в больнице. Юноша был внуком раввина Шимона Баадани, члена Совета мудрецов Торы партии ШАС. Тысячи людей пришли на похороны Асада, который много лет был офицером боевых частей ЦАХАЛа, а 12 лет назад перешел в пограничную службу.

Если реакцию руководства «Хамаса» и Махмуда Аббаса можно было предвидеть, то недоумение в Израиле вызвало заявление американского консула в Иерусалиме, назвавшего автомобильный теракт дорожным инцидентом и запретившего американским государственным служащим на протяжении месяца пользоваться иерусалимским трамваем.

Дорожное происшествие, похожее на автомобильный теракт, действительно произошло, но не в Иерусалиме, а на шоссе номер 60 неподалеку от лагеря беженцев Эль-Аруб. Вечером 5 ноября минувшего года автомобиль с палестинским номером врезался в группу солдат, ожидавших попутный транспорт на тремпиаде. Несколько военнослужащих получили ранения, автомобиль скрылся, что и послужило основанием для подозрений в теракте. Однако на следующий день водитель Имам Масалма, житель деревни Бейт-Ауа близ Хеврона, явился в армейскую полицию с повинной и заявил, что «всего лишь» не справился с управлением. Масалму задержали и передали для допроса в ШАБАК.

Беспорядки в арабских кварталах Иерусалима тем временем продолжались, перекинулись они и на некоторые деревни, расположенные в Иудее и Самарии. Руководство «Хамаса» в Газе вновь призвало к третьей интифаде, но, похоже, палестинцы на Западном берегу не очень-то расположены начинать новое серьезное противостояние — у них в памяти еще живы плачевные результаты второй интифады. Израильские репортеры, бравшие интервью у жителей арабских кварталов в Иерусалиме, утверждают, что арабы не хотят третьей интифады, но требуют, чтобы евреи не нарушали статус-кво, сложившийся на Храмовой горе, и не угрожали мечети Аль-Аксы. Угроза, по их мнению, заключается в том, что евреи поднимаются на Храмовую гору и молятся рядом с мечетью. Это они и называют «еврейским экстремизмом».

Авигдор Либерман, которого нельзя заподозрить в сочувствии левым взглядам, тем не менее заявил, что депутаты кнесета, посещающие Храмовую гору, ищут дешевой славы и цинично используют сложное положение в столице для достижения политических целей. Действия этих депутатов Либерман назвал неумными и не идущими на пользу нашей безопасности.

Трудно сказать, насколько верны эти высказывания. Еврейские активисты неоднократно поднимались на Храмовую гору, и это иногда приводило к беспорядкам, но чаще проходило незамеченным. Лидеры палестинцев, начиная с Арафата, используют посещения евреями Храмовой горы как предлог, когда им нужно по каким-то иным причинам устроить акты насилия.

Ясир Арафат в 2000 году использовал как повод для начала второй интифады поход Ариэля Шарона на Храмовую гору, хотя истинной причиной было нежелание «раиса» соглашаться с предложенными ему Бараком прекрасными условиями для создания палестинского государства. Но Арафату не государство было нужно, а война с евреями. Ее он и устроил, но интифада была подавлена. Создание палестинского государства на самом деле и сейчас не нужно Махмуду Аббасу, как не нужно было Арафату. А теракты, покушения, метания камней и прочие проявления «палестинского сопротивления» необходимы нынешнему «раису», как и прошлому, для продавливания на международной арене своих — больше корыстных, чем идущих на пользу простым палестинцам — интересов. Об этом уже много раз говорилось. Реальное, а не на бумаге существующее палестинское государство окажется нежизнеспособным и экономически несостоятельным. Сейчас администрация Аббаса получает немалые суммы «на пропитание» от европейцев, американцев и (в меньшей степени) от арабских спонсоров. «Несчастных и гонимых» палестинцев все жалеют, но вряд ли международное сообщество станет кормить коррумпированное палестинское государство.

Что, однако, делать в Иерусалиме? Арабы, живущие в Иерусалиме и его окрестностях, водят автомобили с желтыми израильскими номерами, работают на стройках, в кафе, ресторанах, ходят по центральным улицам. Потенциального террориста-самоубийцу с поясом шахида служба безопасности успешно отлавливает, поскольку такой теракт требует немалой подготовки с участием десятков людей, среди которых есть осведомители ШАБАКа. Автомобильный (или тракторный, как уже бывало) террорист — чаще всего одиночка. Он может в любой момент решиться и направить автомобиль в группу израильтян — на остановке трамвая, на тремпиаде или просто на улице.

Трамвайные и некоторые автобусные остановки будут в ближайшее время оборудованы бетонными заграждениями, но это паллиативная мера, а вовсе не решение действительно сложной задачи сделать жизнь в израильской столице полностью безопасной. Необходимо, как говорят комментаторы, политическое решение.

Какое? Заключение мирного договора, как полагают сторонники мирного процесса? Но палестинцы требуют многого и со временем все больше и больше, но ни Аббас, ни тем более лидеры «Хамаса» не собираются давать израильтянам никаких гарантий безопасности. Впрочем, израильтяне прекрасно знают, чего стоят такие гарантии, даже когда их дают. Достаточно вспомнить, к чему привели Норвежские соглашения.

Остается полагаться — пока, во всяком случае, — на паллиативные меры. Депутат Шимон Охайон («Наш дом Израиль») предложил, например, законопроект, по которому граждане Израиля (или имеющие израильский вид на жительство — как жители Восточного Иерусалима), замешанные в террористической деятельности, будут лишены гражданства и, как следствие, всех пособий от Института национального страхования. Парадокс — но до сих пор семьи погибших террористов такие пособия получают!

Еще одна паллиативная мера: родители задержанных камнеметателей будут теперь вносить большой денежный залог. При повторном задержании залог будет передан в государственную казну. Но как быть, если какой-то араб с израильским удостоверением личности, работающий на израильском предприятии, водитель автомобиля или трактора с израильскими номерами, вдруг, наслушавшись призывов Хание или Аббаса, решит покончить счеты с жизнью, заодно убив евреев?

Нет ответа.

Песах АМНУЭЛЬ, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции