Без пафоса к вершинам мастерства

 Ирина Любавина
 27 ноября 2014
 2461
В сентябре прошел ежегодный VI Большой фестиваль Российского национального оркестра под управлением народного артиста России Михаила Плетнева. А это всегда значительное событие на музыкальной карте Москвы. На открытии фестиваля 6 сентября в Концертном зале им. Чайковского маэстро Плетнев предстал сразу в двух ипостасях — дирижера и солиста. Под его руководством оркестр исполнил произведения Шумана: Увертюру к опере «Геновева» (первое отделение) и Симфонию № 1 «Весеннюю» (второе отделение). Кроме того, в исполнении Плетнева-пианиста прозвучали редко исполняемые произведения Моцарта: Концерт Моцарта № 8 для фортепиано и оркестра (дирижировал В. Лаврик) и Фантазия до-минор, исполненная на бис.  

В программу фестиваля вошли также две оперы в концертном исполнении — «Танкред» Россини и «Майская ночь» Римского-Корсакова. В основу либретто оперы «Танкред» были положены одноименная трагедия Вольтера и поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Сюжет повествует о рыцаре Танкреде, который ведет войска против сарацинов, угрожавших мирной Италии. «До «Танкреда» итальянская опера изображала только любовь, с «Танкреда» она стала воинственной», — писал Стендаль. В «Танкреде» сочетаются серьезное и комическое: Россини привнес в эту оперу блеск, живость, огонь, свойственные его буффонным произведениям. За дирижерским пультом в этот вечер стоял 86-летний А. Дзедда — выдающийся итальянский дирижер, музыковед, писатель, прославленный знаток и интерпретатор творчества Россини.

В исполнении оперы участвовал интернациональный состав солистов — меццо-сопрано Патрисия Бардон из Ирландии и две солистки московских музыкальных театров Александра Кадурина и Ирина Рейнард, российское сопрано Ольга Перетятько, за последние годы сделавшая стремительную карьеру в Европе, итальянский тенор Антонино Сирагуза, бас из Молдовы Олег Цыбулько.

«Майская ночь» на либретто Н.А. Римского-Корсакова по одноименной повести Гоголя — вторая (после «Псковитянки») из пятнадцати опер Н.А. Римского-Корсакова. Ее можно назвать песенной оперой — она вся пронизана интонациями украинских и русских песен. Ее исполняли артисты московских и петербургских театров: басы н.а. Г. Беззубенков и Д. Скориков, тенора С. Романовский и А. Попов, баритон А. Лошак, сопрано А. Никитченко, меццо-сопрано А. Саульская-Шулятьева, О. Волкова (Беларусь), И. Рейнард, В. Гофер и О. Надеждина, а также Камерный хор Московской консерватории (худ. руководитель А. Соловьев). Дирижировал М. Плетнев.

Из других выступлений, прошедших в рамках фестиваля, можно назвать дирижирование К. Карабица (Украина) Симфониеттой для оркестра и Концертом № 3 С. Прокофьева, в котором солировал пианист из Македонии С. Трпчески (он же играл «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина на одном из концертов фестиваля), а также симфонией № 3 Чайковского — единственной симфонией, написанной композитором в мажорной тональности.

В один из вечеров исполнялись собственные сочинения М. Плетнева: «Джаз-сюита» и Альтовый концерт, в котором солировал М. Рысанов. Нельзя не назвать еще двух участников фестиваля: скрипача И. Почекина и гитариста А. Дервоеда — «музыканта с широким динамическим диапазоном, интеллектуальной и выразительной фразировкой и безграничными техническими возможностями». Этот дуэт исполнил концерт для гитары с оркестром Никколо Паганини, созданный на основе Большой сонаты ля-мажор известным британским композитором Стивеном Госсом.

Заключительный концерт фестиваля, прошедший 28 сентября в Большом зале Московской консерватории, был посвящен музыке Верди. Он назывался «Верди-гала» и включал сцены, арии, увертюры, балетную музыку из опер. Вокальную партию исполняла Л. Монастырская (сопрано, Украина). За пультом стоял М. Плетнев.

По оценке музыкальных критиков, благодаря большому блеску и рафинированности Российский национальный оркестр занимает место главного симфонического коллектива России. И прошедший фестиваль — еще одно тому подтверждение.

Ирина ЛЮБАВИНА



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции