Странный человек Александр Пятигорский

 Юрий Безелянский
 27 ноября 2014
 4966
Каждый человек — исключение. Кароль Ижиковский, польский писатель   В один из мартовских вечеров текущего года я включил телевизор, канал «Культура», и вбухался в программу «Больше, чем любовь» об Александре и Людмиле Пятигорских. Но не любовь меня заинтересовала. (А была ли любовь? Может, было просто настоящее понимание друг друга, а это действительно больше, чем любовь.) Итак, что я увидел на экране? Смешной старый человек с поблекшими чертами мужской привлекательности, в белой панамке, глубоко надетой по самые уши. Очки, за которыми поблескивают живые лукавые не по возрасту глаза. Раздувающиеся ноздри. Специфический еврейский нос. И все вместе образовало что-то нелепое и почти смешное. Но стоило этому нелепому и смешному человеку в белой панамке открыть рот, как вычеканенные фразы выдали в нем необычного человека, и он сразу притягивал к себе внимание и даже магнетизировал.

Это как раз то, что называется магией личности, обаянием интеллекта. С ним хочется общаться. Его хочется бесконечно слушать. Таким был философ, филолог, интеллектуал Александр Моисеевич Пятигорский. В телевизионных кадрах полноватая женщина средних лет Людмила Пятигорская, со следами былой миловидности, рассказывала о своем ушедшем муже почти что со слезами. С его уходом, признавалась она, потерялся смысл жизни, а когда он был жив, то жизнь играла всеми красками, и каждый день он удивлял ее чем-то, нет, не подарками материальными, а своими интеллектуальными разговорами, тонкими наблюдениями, неожиданными парадоксами. С ним всегда было интересно.

И еще один телевизионный эпизод меня заворожил. Париж, кладбище Пер-Лашез, могила Марселя Пруста. И около мраморного надгробия — Александр Пятигорский, он положил цветы на плиту и открыл бутылку вина, чтобы помянуть своего любимого писателя, который с философским упорством занимался «поисками утраченного времени». Пруст был близок Пятигорскому, и Александр Моисеевич разделял мнение французского писателя о любви, что «любовь не к ней, а любовь ко мне, мое внутреннее состояние». Возможно, Пятигорского теснили совсем другие мысли и воспоминания, ведь он покинул Россию и жил на Западе. Но давайте по порядку...

***

Александр Моисеевич Пятигорский родился 30 января 1929 года в Москве в семье инженера-сталелитейщика. Годы выпали не лучшие. Когда Саше было 12 лет, началась война, пришлось с семьей покидать Арбат и Москву и эвакуироваться в Нижний Тагил, на Урал. Потом возвращение в столицу. В возрасте 22 лет, в 1951 году, Пятигорский окончил философский факультет МГУ. О том далеком времени позднее Пятигорский издал книгу «Философия одного переулка» (Лондон, 1989). Она полна воспоминаний о старых переживаниях, былых рассуждениях и спорах на кухне и в курилке Ленинской библиотеки. И, разумеется, самым главным, что будоражило всех, — спасение души в условиях, когда, казалось бы, все — Государство, Система, история — вознамерились стереть человека в пыль, превратить его в тварь дрожащую, в мусор, в материал для переплавки.

То были тяжелые времена, хотя и после смерти диктатора и тирана не стало кардинально лучше, и поэтому молодые люди оттягивались, кто как мог. Пятигорский нашел свою нишу в друзьях, музыке и книгах. После окончания МГУ он уехал в Сталинград, куда получил назначение его отец. Работал учителем в средней школе. Вернулся в Москву и с 1956 года поступил на работу в Институт востоковедения, где его руководителем стал сын великого художника Николая Рериха Юрий Рерих. Новый этап жизни — Пятигорский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Из истории средневековой тамильской литературы». Он с головой уходит в новое для него дело — в чуждую философию, язык. Создает тамильско-русский словарь, читает лекции по индийской и буддийской философии, пишет книги. Он увлечен, он вне политики.

Пассивная позиция не соответствовала общественному темпераменту Пятигорского, и он влился в правозащитное движение. Но сначала был Тарту, местный университет, куда Пятигорского пригласил Юрий Лотман и где вместе они участвовали в исследованиях по семиотике, открывая новые горизонты в филологической науке. Но оставим в стороне семиотику и вернемся к проблемам социума. Однажды Пятигорский сказал одному из своих старых друзей: «Старик, добро сильнее зла потому, что у них разные задачи: зло хочет непременно искоренить добро, а добру надо всего лишь сохраниться. Философия — это в конечном счете наука о добре, о добродетелях и смыслах. И власть философии не нужна, она ей как мешающая кость в горле».

Советская власть не жаловала философов, а особенно таких непонятных, изучающих буддизм и индуизм. Препоны на пути изучения чуждой философии плюс постоянные угрозы, связанные с правозащитной деятельностью, — все это привело к вынужденному отъезду Пятигорского на Запад. В 1973 году он эмигрировал из СССР в ФРГ, а на следующий год перебрался в Великобританию, где стал профессором Лондонского университета. Философу шел 45-й год.

На Западе Пятигорский продолжал активную работу. Выступал во многих странах мира с лекциями о своем пути в философию, о буддизме, о политической философии, о тоталитаризме и т. д. Его постулат: «У тебя есть только один враг — ты сам, который сейчас...» шокировал многих. Еще он писал книги, одна из них, написанная ­совместно с Мамардашвили, «Символ и сознание», вышла в Иерусалиме в 1982 году. Пятигорский сочинял художественные произведения и занимался эссеистикой («Философия одного переулка», «Вспомнишь странного человека», «Рассказы и сны», «Непрекращаемый разговор» и др.).

Пятигорский — в кино и на ТВ: снялся в роли магараджи в фильме Иоселиани «Охота на бабочек», принимал участие в съемках документального фильма «Гитлер, Сталин и Гурджиев». Насыщенная, напряженная жизнь истинного интеллектуала. Это, однако, не мешало ему частенько просто праздно говорить (глагол «болтать» боюсь употребить) на разные темы высокого бытия и низменного быта, об отсутствии чего после его ухода так горевала Людмила Пятигорская.

В феврале 2006-го Пятигорский посетил Москву и прочитал цикл лекций по политической философии. В октябре 2009-го принял участие в съемках фильма Иоселиани «Шантрапа», а 25 октября того же года Александр Моисеевич Пятигорский скончался от сердечного приступа в своем доме в Лондоне в возрасте 80 лет…

Такова краткая канва жизни. А теперь кое-что добавим. Из выступления перед студентами: «В России, чем бы вы ни занимались, это всегда культурно значимо. Я первые 45 лет своей жизни провел в этой стране, в России. И в Москве, конечно, если человек занимался Шанкарой или Буддой, это звучало гораздо интереснее, чем Тютчев. Опять же, с какой-то абстрактной точки зрения, это была чистая дешевка. С другой стороны, мне хотелось этим заниматься. Это была любовь к разного рода интересным вещам, интересным по чуждости...»

Далее Пятигорский приводил пример из истории Третьего рейха, когда Фридриха Ницше объявили главным фашистским философом, то есть создали определенное клише, а он был на самом деле самым антифашистским философом из всех философов своего и последующего времени. Шопен и Моцарт — тоже клише, а уж какое клише «Битлз»! Что же предлагал Пятигорский? «Собственно, дело нормального человека — осознать феномен клиширования и воспринимать любое явление культуры в его абсолютной уникальности. Во всяком случае, препятствовать этому клишированию. Это очень трудно».

На одной из лекций Пятигорскому заметили: «Ваши книги и лекции рассчитаны на очень маленький процент думающих людей». На что профессор мгновенно ответил: «Я очень надеюсь, что после моих лекций люди начнут думать. А вот в том, что меня слышат и понимают, я нисколько не уверен. Не буду лукавить: я читал эту лекцию исключительно для себя».

И хочется вспомнить один рассказ Исаака Бабеля про еврея из Житомира, старика Гедали, который горько сетовал: «Пане товарищ, привезите в Житомир немножко хороших людей. Ай, в нашем городе недостача, ай, недостача! Привезите добрых людей, и мы отдадим им все граммофоны…» Граммофон тогда был символом богатства.

А Гедали хотел видеть и слышать добрых и умных людей, таких, как Александр Моисеевич Пятигорский. Но где они? Ау!..

Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия



Комментарии:

  • 25 октября 2019

    Ирэна

    Да. Ау (со слезами). И я: АУ! (НЕ в рф).


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции