Дорога к Храму
Параллели и меридианы истории
История событий, которые привели к возникновению праздника, хорошо известна. После распада империи Александра Македонского в III веке до н.э. Древняя Иудея оказался под властью династии Селевкидов. Началось смутное время и засилье греческой культуры, которую целенаправленно насаждали власти (и в первую очередь cумасброд Антиох IV «Епифан»). Ассимиляторские тенденции в еврейской общине поставили Иудею на грань выживания. В это смутное время насаждалась активная эллинизация общества, когда большая часть еврейской элиты стала перенимать греческие обычаи.
Тогда на борьбу за чистоту веры и традиционного образа жизни поднялись первосвященник Матитьягу из семьи Хасмонеев и пять его сыновей. Восстание против греко-сирийских властей началось стихийно. Это была армия повстанцев, по сути — народное ополчение. Поначалу восставшие были малочисленны и плохо вооружены. Однако благодаря силе духа, мужеству и вере им удалось в конце концов справиться с более сильным и превосходящим его по численности врагом.
Кульминацией восстания стало восстановление и освящение Иерусалимского храма, в котором снова после длительного перерыва был зажжен ритуальный храмовый семисвечный светильник — «менора». Тогда же произошло главное чудо: этот светильник горел целых восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить только на одни сутки. В результате Иудея вновь обрела независимость в лице собственного монарха и вместе с тем — право следовать законам и принципам веры своих предков, а еврейская традиция пополнилась новым праздником, который мы отмечаем уже более двух тысяч лет.
А теперь вспомним историю другой, отечественной Смуты, которая случилась в начале XVII века. Тогда на какое-то время Россия как суверенное государство практически перестала существовать. Причем главная опасность заключалась не в военной, а в культурной и идеологической интервенции со стороны Польши.
Поляки не были оккупантами и не собирались покорять Россию. Скорее, они несли с собой западную культуру и… католическую веру. Они понимали, что завоевать Россию даже в такое смутное время им не под силу, но возвести на царский престол своего ставленника, привлечь на свою стороны русскую знать, прежде всего бояр, и создать так называемую Семибоярщину им практически удалось. Когда Русское государство почти полностью утратило самостоятельность и независимость, спасение неожиданно пришло «снизу»: в Нижнем Новгороде под предводительством Минина и Пожарского собралось народное ополчение. А главным импульсом, который пробудил народные массы и поднял их на борьбу, стали воззвания опального патриарха Гермогена.
В результате поляки были изгнаны из Кремля, на престол взошел новоизбранный царь Михаил Романов (1613), который положил начало новой царской династии — Романовых. История Смуты на Руси начала XVII века позволяет лучше оценить те удивительные параллели между описанными событиями и историей возникновения праздника Хануки, хотя разделяют их более чем полторы тысячи (!) лет.
Основные, узловые моменты этих событий весьма схожи: засилье чужой культуры и веры, неспособность и нежелание элиты противостоять этому и готовность идти на компромиссы и уступки, причем в принципиальных вопросах. Все это в конечном итоге приводит к восстанию, которое начинается «снизу», хотя во главе его встает духовный лидер: в одном случае — первосвященник, в другом — патриарх. Самоотверженная и неравная борьба заканчивается победой восставших, и не где-нибудь, в самом сердце страны, после чего восстанавливается государственность. А главное — происходит новое переосмысление традиционных ценностей и своей национальной самоидентификации.
Интересно, что главные события и в том, и в другом случае произошли в самом сакральном месте: для иудеев — в Иерусалимском храме, для русского народа — в Кремле.
Сделаем мир светлее
Но есть и существенные отличия. Если события на Руси начала XVII века (1612) за четыреста лет в значительной степени стерлись из памяти народной, то события Хануки хотя и произошли более двух тысяч лет назад, еврейская традиция бережно сохранила до сих пор, а сам праздник широко отмечается во всех общинах мира. Это можно сказать и про главный атрибут праздника — ханукальный светильник, чей свет до сих пор освещает тьму нашего Изгнания и укрепляет веру и вселяет надежду в скорое Избавление.
Интересно, что пару лет назад имело место удивительное совпадение: дата Дня народного единства — 4 ноября совпала с началом библейского месяца Кислев, в котором и отмечается праздник Хануки. Ведь особый колорит и смысл ее свет приобретает именно в темное время года, в начале зимнего периода, поскольку его назначение — нести свет веры и в то же время разгонять тьму и освещать окружающее пространство — нашу «улицу», где до сих пор происходят трагические события.
Этим светом мы готовы поделиться: пусть свечи горят ярко, пока (как сказано в наших книгах): «нога последнего злодея не уйдет с наших улиц».
В круге света
Многие «исторические» праздники, когда мы отмечаем чудесное спасение, связаны со светом. Так, во время Исхода из Египта (праздник Песах) было сказано («Шмот», 10:23): «А у всех сынов Израиля был свет (ор) в их жилищах». После чудесного спасения в Древней Персии (праздник Пурим) говорится («Эстер», 8:16): «У Иудеев был свет (ора), и радость, и веселье, и почет». Но только во время Хануки свет становится главным атрибутом праздника и его сутью, поскольку ханукальное чудо связано с найденным сосудом чистого масла с нетронутой печатью Первосвященника (что гарантировало его ритуальную чистоту), которое потом чудесным образом горело в храмовом светильнике (меноре) целых восемь дней. И даже в Грядущем мире, после прихода Мошиаха, ханукальные свечи не уйдут в прошлое, а будут гореть еще ярче!
Сборник «Асефат-хахомим»
Масло или уксус?
Ханука — веселый праздник, он не терпит кислых физиономий. Вот история на эту тему. Есть известный эпизод в Талмуде, когда однажды в доме не нашлось масла для субботних свечей, и тогда, по молитве праведника, чудесным образом загорелся… уксус. Отсюда пошло выражение: «Тот, кто велел гореть маслу (Творец), тот пусть велит гореть и уксусу». Короче, все во власти Творца.
Однажды один из известных раввинов вынужден был зажечь ханукальный светильник слишком поздно. Кто-то из его домашних заметил по этому поводу, что не следует допускать, чтобы «заповедь прокисла». Выражение «прокисла» (махмиц) дословно переводится как «превратилась в уксус». На что хозяин дома ответил вышеприведенной талмудической пословицей: «Тот, кто велел гореть маслу (Творец), тот пусть велит гореть и уксусу». Другими словами, Господь видит, что это произошло не злонамеренно и, если пожелает, примет заповедь и в «таком виде».
Хотя, конечно, изначально надо стараться зажигать ханукальные свечи (впрочем, как выполнять и другие заповеди Торы) вовремя.
Ханука и Мошиах
Так сказал Всевышний народу Израиля: «В этом мире вы нуждались в духовном свете, который исходил из Храма (бейт-га-микдаш). Но в будущем ради ханукального светильника Я приведу вам царя-Мошиаха, который также уподоблен светильнику, как сказано («Псалмы», 132:17): «Там вознесу Я силу Давида, приготовлю светильник Мошиаху».
«Ялкут Шимони»
Ребе не остается в долгу
Чайная церемония
Хасиды часто повторяют, что «Ребе никогда не остается в долгу». Конечно, в этом случае речь идет не только о какой-нибудь личной услуге и благодарности за нее. Имеется в виду, что любое наше усилие, связанное с распространением иудаизма и еврейской традиции среди других евреев, всегда находит отклик и поддержку со стороны Ребе и получает его благословение. Но бывают и исключения.
Как известно, перед Песах дел невпроворот: ведь надо не только сделать уборку и привести в порядок весь дом, необходимо также тщательно удалить «из собственного владения» все крошки и даже самые ничтожные следы «квасного» (хамец).
Один бохер * помогал ребецин (ребецин Хана — мать Ребе) в поисках хамеца в ночь накануне Песах в ее небольшой скромной квартире. Потом ребицин Хана обычно благодарила и благословляла за помощь. Но в 1964 году по окончании поисков неожиданно ребецин предложила ему в качестве презента кружевную скатерть. Парень наотрез отказался. Тогда она пожелала подарить ему фарфоровый чайный сервиз. Но бохер заявил, что помогал из уважения к ребецин, что для него это и так большая честь. Как не пыталась ребецин его уговорить принять этот скромный подарок, тот категорически отказался. И традиционно пожелал: дабы и в будущем году в здравии и благополучно опять совершить эту мицву. Но мама Ребе вдруг махнула рукой, мол, нет, и ничего не пожелала бохеру. Увидев недоумение и смятение парня, не понимавшего, что происходит, она, как всегда с достоинством и улыбкой, тепло пожелала ему, чтобы он совершал поиски хамец в собственной семье.
А через полгода (6 тишрея) ребецин не стало. Тогда же руководство женского комитета Любавичской общины Нью-Йорка устроило благотворительный аукцион, чтобы раздать то, что осталось в доме (естественно, кроме личных вещей), и никого при этом не обидеть. В результате этой «лотереи» фарфоровый чайный сервиз достался… матери того самого бохера.
Но история на этом не заканчивается. Когда наш бохер вскоре женился (не иначе, помогло благословение — броха Ребе), его мать (не зная ничего о судьбе этого набора) решила подарить молодей семье на свадьбу… тот самый чайный сервиз! Награда нашла своего героя…
Не зря говорят хасиды, что Ребе (а ребецин и Ребе — это одно целое) никогда не остается в долгу.
________
*Студент ешивы, в данном случае — любавичской ешивы «Томхей тмимим».
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!