Быть и жить евреем!

 Раввин Гиллель Зальцман, США
 31 октября 2014
 3511
«Мой брат Берл после бар-мицвы мечтал купить коньки. Мама утверждала, что юноше, изучающему Тору, не к лицу скользить на коньках по льду на улице, как это делают другие мальчишки. Но Берл продолжал настаивать. Тогда наша мама сказала: «Знаешь что? Дождемся, когда раби Бенче придет заниматься с тобой, и спросим его мнение…»  

Продолжение.

Начало в №№ 1042–1050

 

Когда раби Бенче говорил с молодыми людьми, часто от него можно было услышать следующие слова: «Знайте, что наша жизнь подобна ярмарке, где все суетятся, что-то продают или покупают. В молодости все думают, что можно успеть очень многое, и каждый говорит себе: «Вся жизнь еще впереди. Наступит тот день, когда я преуспею и докажу всем, на что я способен». Дорогие друзья, скажу вам правду: я тоже по молодости думал так. Но сейчас, когда полжизни я уже прожил, и теперь возвращаюсь с «ярмарки», могу вам сказать, что все это пустое воображение… Главное — остаться евреем, преданным Торе и заповедям!»

А когда он делал «лехаим», он, как полагается, высказывал пожелание над рюмочкой и выпивал, а потом начинал петь трогательную колыбельную песню о том, как аидише-мамэ наказывает своему сыну оставаться евреем в любой ситуации.

 

Спи дитя, мой ангел-крошка, 

поскорей усни,

А я тебе пока немножко 

расскажу, кто ты.

А я тебе пока немножко 

расскажу, кто ты.

Не забудь, что ты скиталец 

меж чужих людей,

Не забудь, что ты страдалец, 

и не забудь, что ты еврей.

Не забудь, что ты страдалец, 

и не забудь, что ты еврей.

Помни Б-га, свою веру, 

мать свою не забывай,

А если будет горе через меру, 

до конца страдай.

А если будет горе через меру, 

до конца страдай.

А если будут над тобой смеяться, 

скажут «жид» — иди скорей,

Скажи, что тебе ничего не страшно, 

скажи, что ты еврей.

Скажи, что тебе ничего не страшно, 

скажи, что ты еврей.

Он пел с большим воодушевлением, ударяя кулаком по столу, делая акцент на словах: «Даже если на меня свалятся большие трудности, я все равно останусь евреем!»

Однажды, когда мой брат Берл, известный кантор, спел эту песню в присутствии Любавичского Ребе, всегда видевшего во всем только позитивное и благое для нашего народа, тот не поддержал его, как обычно бывало, из чего Берл заключил, что Ребе не одобряет слова песни о тяжелых испытаниях, которые могут обрушиться на нас…

Раби Бенче был в добрых отношениях с раби Борухом Духманом и раби Элиягу Паричером и обращался к ним на «ты». Нам, молодым, это казалось странно, поскольку р. Борух и р. Элиягу выглядели хасидскими старцами, а раби Бенче со своей аккуратной  бородкой, галстуком и тростью был похож скорее на интеллигента средних лет. Он ходил в сапогах, с прямой осанкой. Когда учитель заметил наше удивление и немой вопрос, он сказал: «Мы ведь друзья еще с Любавичей!»

Однажды на одном фарбренген после лехаим раби Бенче начал рассказывать о раби Элиягу Паричере, как всегда, с воодушевлением: «Вы не смотрите, что он с ноготок, ростом не вышел. Вот это феноменальная память! Он был вторым после раби Шилема, почти дословно повторявшим выступления Ребе Рашаба. Когда Шилем запоминал весь хасидский трактат, то ходил из стороны в сторону, а Элиягу стоял рядом, молчал и спокойно слушал. «Вы можете себе представить?! В Шабат Кодеш — святую субботу! С утра! После миквы! Любавичский Ребе, да пребудет его душа, его душа в Эденском саду (раби Бенче всегда дважды произносил слова «его душа»), возвращается из миквы в синагогу, а этот Элиягу встает и повторяет перед ним в точности слова Ребе. Вы можете себе представить эту картину? Вы слышали, что однажды сказал Ребе Рашаб про его лысину? Он сказал поговоркой, что его волосы выпали в результате сосредоточенных длительных углубленных хасидских размышлений перед молитвой!»

 

Как мой брат Берл катался на коньках вместе с почётными хасидами

Мой брат Берл после бар-мицвы мечтал купить коньки. Мама утверждала, что юноше, изучающему Тору, не к лицу скользить на коньках по льду на улице, как это делают другие мальчишки. Но Берл продолжал настаивать. В те годы царил всеобщий страх, хедер был распущен, и раби Бенче приходил к каждому из своих учеников на дом. Поскольку Берл настаивал, наша мама сказала: «Знаешь что? Дождемся, когда раби Бенче придет заниматься с тобой, и спросим его мнение. Если он согласится, то я куплю тебе коньки». Мой брат был уверен, что учитель будет против этой идеи, и ни в коем случае не хотел, чтобы мама его спрашивала, — он просто стеснялся.

И вот когда раби Бенче пришел к нам в дом на занятия, мама спросила его: «Мой Береле хочет коньки, что вы думаете по этому поводу?» Раби Бенче наморщил лоб и как всегда серьезно ответил: «Береле хочет купить коньки? Так почему бы ему их не купить? Конечно же, стоит купить!» Брат посмотрел на него с сияющим лицом, а мама была разочарована таким ответом. Но учитель продолжал: «Конечно же, стоит купить ему коньки, пусть катается, но только при условии, что перед ним поедут на коньках старейшины общины раби Борух-шойхет, за ним раби Эли Паричер, а после него раби Рахмиэль дер Альтер, — так почему бы Береле не поехать четвертым?»

 

«Истинного праведника увидел я в Любавичах…»

Раби Бенче Мороз рассказал нам однажды, что во время его учебы в ешиве Любавичей откуда-то из Польши появился взрослый парень с длинными пейсами, не как у нас. Он все время молчал и держался в стороне. Через некоторое время ребята стали над ним подтрунивать. Он понял, что отделаться от них будет нелегко, и сказал: «Я расскажу вам одну историю о вашем Ребе — вы ее никогда не слышали, — но при условии, что вы перестанете ко мне приставать». Все, конечно, сразу же пообещали оставить его в покое, ведь каждому было интересно услышать, что такое, никому неведомое может рассказать этот «чужак» о Ребе Рашабе.

Вот что он рассказал:

«Я хасид династии “Слоним”. В прошлом году наш Ребе из Слонима отправился в долгое путешествие. Он хотел встретиться с разными праведниками поколения, живущими в других местах. По возвращении он созвал всех на хасидское застолье (“тиш”), где говорил слова Торы и поучение хасидам, как у нас принято. В середине своей речи он остановился и сказал: “Их бин гефорн ибер дер велт… Я ездил по свету, чтобы встретиться с большими праведниками, раввинами и просто благочестивыми евреями. Но настоящего праведника я увидел в Любавичах. Он пристойно сидит со всеми вместе, на нем золотые часы с двумя золотыми цепочками с обеих сторон, но он наполнен такой истинной скромностью и непритязательностью, которые невозможно встретить среди людей”.

Наш ребе снова начал говорить слова Торы и продолжил свое наставление, как вдруг опять прервав сам себя, произнес вдохновенно: “Ви вэйл из цу ди ойгн…” («Счастливы глаза, которые смотрели в глаза настоящего праведника!»), а потом еще раз повторил: “Ви вэйл из цу ди ойгн, вос кукн ойф ди эйгн вос hобн гезен а эмес’н цадик!” («Сколь счастливы глаза, которые смотрят в те глаза, которые смотрели на истинного праведника»).

Когда ребе закончил свое поучение, началась трапеза. Ребе попробовал немного из тарелки, и, как принято в наших общинах, все начали разбирать «шираим» (кусочки еды, благословленной и освященной их учителем). Как самый приближенный ученик, я сидел рядом с ребе и тоже взял кусочек. Тогда ребе обратился ко мне со словами: “Фар дир из дос нит кейн авойда, фор ин Любавич!” («Это для тебя не настоящее служение. Поезжай в Любавичи!») Поэтому я приехал».

Раввин Гиллель Зальцман, США

Продолжение следует



Комментарии:

  • 19 ноября 2014

    Алекс

    Спасибо за мудрость

  • 2 ноября 2014

    Гость Олег, поселок Ильинское

    Уважаемый раввин Гиллель Зальцман! Меня зовут Олег, я живу в Подмосковье. Я обычный русский мужик, мне уже за 50. Несколько лет назад у меня начала появляться лысина. И я был очень огорчен - мол, вот, уже и старость наступила. А тут зашел на этот сайт и прочел Вашу статью. И мне было интересно! А этот отрывок меня особенно поразил: "Вы слышали, что однажды сказал Ребе Рашаб про его лысину? Он сказал поговоркой, что его волосы выпали в результате сосредоточенных длительных углубленных хасидских размышлений перед молитвой!"
    И теперь я знаю - волосы выпадают не от старости, а от умных мыслей! Спасибо Вам!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции