Дорога к Храму
Праздничный месяц Тишрей
Десять дней покаяния (асерет емей-га-тшува)
Сосуд
«Вот, я сегодня пред тобой, как сосуд, полный стыда и позора…» — такие слова мы произносим во время покаяния в Йом Кипур. В этих покаянных словах заключен, помимо всего, еще и глубокий смысл. Если я — «сосуд», значит, я же сам себя и наполнил «стыдом и позором». Но в то же время это означает, что при желании я могу этот «сосуд» очистить, и десять «Дней покаяния» (емей-га-тшува) — как раз самое подходящее для этого время.
Рэб Шолом из Бельц
День Искупления, или Йом га-Кипурим
Нет денег — не надо грешить!
Народная мудрость гласит: «По одежке протягивай ножки». Оказывается, чтобы «грешить», тоже надо иметь свои «основания».
Рабби Шмуэль Грэйнем, один из наставников ешивы «Томхей Тмимим», когда давал урок по книге «Игерет-га-Тшува» и доходил до слов: «А тот, у кого нет сил выдержать пост, пусть искупит свои грехи пожертвованиями на благотворительные цели» (цедакой), спрашивал своих учеников: «Ну, а тот, у кого и денег нет, как следует поступать ему»? И сам же отвечал: «Такому человеку вообще лучше не грешить».
Знай свое место
«Пусть замолчит обвинитель, и пусть защитник займет свое место».
(Из молитв на Йом Кипур)
«Пусть замолчит обвинитель» — это просьба понятна. Но что означают слова: «И пусть защитник займет свое место»? Какое такое «свое место» должен занять наш защитник (санегор)? Оказывается, речь идет о «месте», которое занимает… подсудимый! Смысл фразы в этом случае таков: пусть защитник наверху «примет во внимание» то место, то есть то бедственное положение, в котором находится еврейский народ, как смягчающее обстоятельство.
Праздник Суккот — время нашего общего веселья!
Душа в душу
Во время танцев и плясок в праздник Суккот разве танцуют рука с рукой или нога с ногой? Нет, «пляшут» и веселятся наши сердца, поскольку в этот момент душой мы все вместе и рядом друг с другом. И ничто не может в этот момент разделить между нами и между нами и нашим Отцом Небесным!
Именно так происходит, когда мы беремся за руки, чтобы плясать и веселиться в общем кругу во славу Творца!
Ребе из Слонима
Веселье заказывали?
Праздник Суккот в наших молитвах называется «временем нашей радости»: «зман-симхотену». Но слово «зман» (время) одновременно означает: «заказ, приглашение» (зимун). Таким образом, праздничную неделю Суккот можно с тем же успехом считать временем, когда мы оформляем «заказ» на «доставку» к нам веселья в течение всего года. Главное, чтобы «оплатить» этот заказ заранее, еще во время праздника Суккот, когда мы радуемся и веселимся на славу.
Окончание годичного цикла изучения Торы
«И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Господь знал лицом к лицу. По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь совершить в земле Египетской над Фараоном и над всеми рабами его, и над всею землею его; и по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Израиля».
(«Дварим», или «Второзаконие», 34:10-12)
Глава «Везот-га-браха» — «И вот благословение»
«И вот благословение, которым благословил Моше, человек Б-жий, сынов Израиля перед смертью своею» (33:1).
И невозможное — возможно
«И вот благословение, которым благословил Моше — человек Б-жий, сынов Израиля перед смертью своею» («Дварим», 33:1)
Но в чем заключалось это благословение? Об этом в тексте Торы прямо не сказано, но зато дан намек. Моше, как истинный Пастырь (роэ-неэман), наделил каждого из «сынов Израиля» способностью духовно возвыситься до уровня его собственного служения и достичь ступени «Б-жьего человека» (иш-га-элоки), что на самом деле не под силу сделать самому человеку, без благословения и помощи Моше — «главы поколения» (неси-га-дор).
Из сборника «Толдот Адам»
Собрание восьмого дня
Шмини-Ацерет и праздник Торы — Симхат Тора
Веселье без границ!
Концентрат веселья
В наше время, когда хотят приготовить напиток, то берут концентрат и разводят его в необходимом количестве воды. Получается в самый раз. Но где достают или готовят сам концентрат?
Шмини-Ацерет и Симхат-Тора — это такой концентрат еврейского веселья, которым мы запасаемся во время двух дней праздника, чтобы потом расходовать его понемногу в течение всего года. Если хорошо повеселиться, то должно хватить!
Алтер Ребе
Цените время
Если бы ты знала время, как я его знаю, — сказал Шляпочник, — ты бы не говорила о нем в среднем роде.
«Алиса в Зазеркалье»
Однажды, в преддверии праздника, 5-й Любавичский Ребе, р. Шалом Дов-Бер сказал, что следует ценить каждую минуту из тех 48 часов, которые составляют два дня праздника: Шмини-Ацерет и Симхат Тора. И каждое мгновение можно «черпать ведрами» духовные и материальные благословения. Каким образом? Плясками и весельем.
Двойное веселье
Название любимого всеми евреями праздника: радость Торы (симхат тора) можно толковать по-разному. С одной стороны, это наша радость по поводу обладания таким бесценным даром, как Тора. А с другой: «радость» самой Торы, когда еврейский народ веселится и танцует с ней. Поэтому выражение «время нашей радости» стоит во множественном числе, так как есть много поводов для радости и веселья: и для народа Израиля, и для самой Торы.
Из бесед Ребе
Хазак! Хазак!
Начало нового годичного цикла изучения Торы
1-я книга «Берейшит», или «Бытие»
Глава «Берейшит» — «Вначале»
«Вначале сотворил Б-г небо и землю» («Берейшит», или «Бытие», 1:1)
«И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз, и вожделенно дерево для познания. И взяла плодов его, и ела, и дала также мужу, который с нею, и он ел» (3:6)
С чего началось грехопадение? Оказывается, всего лишь с того, что первая женщина — Хава/Ева проявила чисто женское любопытство, посмотрела, куда не следует, и «увидела, что древо хорошо для еды»!
Как часто мы говорим себе: я ведь религиозный и богобоязненный человек. Как может повредить моей праведности и благочестию, если я просто «посмотрю» на запретное? Я ведь вовсе не собираюсь нарушать запреты Торы!
Но у нас перед глазами печальный пример: вначале Хава только решила «посмотреть» на запретный плод, потом «отведала» его, а потом «дала своему мужу». Что было потом, мы все хорошо знаем: изгнание из Ган-Эден и суровая жизнь в «этом мире» со всеми его тяготами. Мораль проста: лучше даже не смотреть туда, куда не следует, — целей будешь.
Из бесед Ребе
Глава «Ноах» — «Житие Ноаха/Ноя»
«Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих: пред Б-гом ходил Ноах» (6:9)
И душой, и телом
«Конец всякой плоти настал предо Мной» (6:13)
Как известно, Всевышний решил наслать Всемирный потоп после того, как увидел, что «пришел конец всякой плоти». Что же это за такое фатальное явление, которое в результате привело к гибели почти всего живого на земле? Оказывается, согласно хасидскому учению, «конец всякой плоти» (кец коль-басар) — это наши дурные наклонности и соблазны, другими словами, то злое начало (ецера-га-ра), которое внутри нас. Но ведь, казалось бы, наше животное начало связано с нашей плотью. И все же Баал Шем Тов поясняет, что наше злое начало, несмотря на присущий ему эгоизм и себялюбие, не только стремится погубить еврейскую душу, но и невольно наносит вред и своему телу, то есть фактически себе самому. Это происходит, когда оно навязывает нам неправильный образ жизни, связанный с излишеством и злоупотреблениями. Причем если одному в качестве соблазна оно предлагает все наслаждения и удовольствия этого мира, то другому, напротив, — ограничения и аскетический образ жизни.
Но обе крайности — как излишество, так и излишнее воздержание — одинаково вредят нашему телу и душе. И только гармоничное их сочетание, когда мы преданы нашему Творцу и служим Ему телом и душой, гарантирует здоровье и процветание.
Первая суббота года, глава «Вначале» (шабат-берейшит)
«И сказал Всевышний: «Да будет свет»! — и стал свет» («Берейшит», или «Бытие», 1:3)
Да будет свет!
Первая суббота в новом году — шабат-берейшит (18.10) — задает тон на весь год. Рабби Исроэль Баал-Шем-Това учил, что от того, как отметишь эту первую субботу в новом году, во многом зависит, как проведешь весь оставшийся год. В эту субботу читают самую первую главу Торы, в которой описывается сотворение нашего мира. При этом наши Мудрецы утверждают, что любое начинание уже содержит в себе окончание дела, а конец всегда повторяет начало. С чего же начался наш мир, куда он идет и чем все это закончится? Со света, как сказано (1:3): «И сказал Всевышний: «Да будет свет»! — и стал свет». И этим же все закончится, когда придет наш Избавитель из династии царя Давида и Б-жественный свет раскроется в нашем мире в полной мере.
Доброго и сладкого года!
Цитата номера
Начало начал
«Вначале сотворил Б-г небо и землю. И земля же была пуста и хаотична…» («Берейшит», или «Бытие», 1:1-2)
Если «вначале» (берейшит) своего дня человек вспомнит, что «Всевышний сотворил» сначала «небо», а потом уже «землю», то тогда все земное и материальное будет для него всегда на втором месте, и не более чем «пустотой и хаосом» (тогу-ва-вогу), не заслуживающими внимания. В отличие от «небесных» ценностей: Торы и заповедей».
Рабби Ханох-Энех из Александера
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!