История Генриха Греца

 Борис Якубович
 2 октября 2014
 3543
Если рассматривать историю как науку, отражающую потребность общества в некой самоидентификации, то выдающихся историков, несомненно, следует отнести к той категории мыслителей, которые, реализуя эту потребность, формируют человеческое самосознание. Великим историком можно считать личность, сумевшую оценить и передать другим всю красоту и богатство тысячелетнего опыта развития человечества. К таким историкам еврейский народ издавна причислял Иосифа Флавия, таковым можно смело назвать и Генриха Греца.   

Будущий ученый появился на свет 31 октября 1817 года в маленьком польском городке Познанской провинции в семье мясника. Несмотря на столь невысокое происхождение и бедность, родители мальчика приложили все усилия, дабы обеспечить ему приличное образование. С ранних лет Генрих обнаружил поразительные способности к различным гуманитарным дисциплинам и даже написал на древнееврейском языке сочинение о структуре календаря библейских дат. Готовясь к карьере раввина, он поступил в ешиву города Вольштейна, где умудрился не только усердно штудировать Талмуд и Тору, но и самоучкой освоить греческий и латинский языки. Завершив учебу в этом, как бы сейчас сказали, среднем учебном заведении, преисполненный честолюбивых планов юный Генрих направился в Прагу, но на границе был задержан, так как не имел при себе 20 гульденов, необходимых для уплаты пошлины. Зато через два года, в 1837 году молодой человек неожиданно получил приглашение от главного раввина Ольденбурга Самсона Гирша приехать в это маленькое немецкое княжество. Уважаемый раввин неслучайно сделал подобное лестное предложение еще никому не известному Грецу. Дело в том, что ранее Генриху довелось прочесть книгу ольденбургского раввина, посвященную глобальным проблемам иудаизма, после чего он отправил ему восторженное письмо. Первой серьезной научной работой начинающего историка стала обстоятельная и глубокая рецензия на книгу в то время очень популярного ученого и проповедника Авраама Гейгера, известного своими критическими взглядами на библейские тексты. Грец не побоялся высказать свое неприятие некоторых идей знаменитого проповедника, за что удостоился от него личного уважительного послания. Блестящие способности молодого Греца позволили ему, не имевшему аттестата зрелости, поступить в престижный Бреславский университет, где он с головой погрузился в изучение восточных языков и античной философии. Уже в 1845 году, т.е. через три года после зачисления в университет, Грец успешно защитил диссертацию, обратившую на себя внимание ряда серьезных ученых. Далее, сдав экзамены на получение весьма почетного звания учителя, он получил приглашение еврейской общины Берлина читать курс лекций по еврейской истории, которые вскоре стали пользоваться невероятным успехом. Особую одухотворенность и неповторимость этим лекциям придавало участие в них двух знаменитых еврейских ученых и мыслителей — Цунца и Закса. Первый заведовал общинной школой в Берлине и являлся инициатором создания организации «Молодой Израиль», другой же был блестящим оратором и проповедником иудаизма, трактуемого им как важнейший и могущественнейший фактор общечеловеческой культуры. 

Когда в Бреславле открылась раввинская семинария и ее руководство стало усиленно уговаривать Греца занять в ней кафедру доцента, он принял предложение с непременным условием, что ректором станет великий ученый, основатель новейшей талмудической школы Захария Франкель, с которым Греца связывали давние дружеские отношения. 

После того как его просьбы были удовлетворены, Грец приступил к работе в семинарии, которую он уже не оставлял до самого конца. За годы работы в этих стенах им были созданы все основные труды, главным из которых, несомненно, явилась всемирно известная «История евреев с древних веков до настоящего времени», выходившая с 1853 по 1875 гг. в 12 томах. Огромное достоинство этого капитального труда, изложенного к тому же живым литературным языком в захватывающей манере, открывшего миру глаза на подлинный облик народа, вынесшего непомерные страдания на протяжении своей многовековой истории, принесло Генриху Грецу мировую славу. Главы, касающиеся зарождения и становления христианства, долгое время не удавалось опубликовать из-за жестких цензурных ограничений, и в результате они появились лишь спустя несколько лет со значительными купюрами. Выдержавший несколько переизданий, энциклопедический труд Греца вследствие своей уникальности был переведен на все европейские языки, включая русский. 

Несмотря на огромный успех «Истории», явившейся плодом 25-летней работы, критики отмечали, что не все части произведения оказались одинаково удачны, однако все были единодушны в том, что главным достоинством его сочинений стало описание еврейского народа не как некоего изолированного этноса, а на фоне драматических событий возникновения, развития и гибели различных цивилизаций. Его трактовка роли еврейства в жизни западноевропейских государств вызвала яростное противоборство со стороны ряда известных немецких юдофобов. В частности, популярный историк и журналист Генрих фон Трейчке громогласно обвинил Греца в попытке, как он выразился, «объевреить» немецкую нацию и с пеной у рта доказывал, что большинству евреев якобы абсолютно чужды интересы Германии. 

В 1869 году Грецу было присвоено звание профессора, что позволило ему читать лекции в Бреславском университете и одновременно сотрудничать с рядом исторических и культурологических изданий. Несмотря на крайнюю занятость, Грец не чуждался общественной жизни и происходивших в мире бурных политических процессов. 

В 1872 году Грецу удалось осуществить свою давнюю мечту — посетить Палестину. Во время поездки знаменитый историк с жадным сыновним любопытством изучал страну, на воссоздание истории и культуры которой он потратил столько лет своей жизни. Желая оставить благую память на родине предков, Грец основал на Земле обетованной сиротский приют. 

В 1878 году, уже в ранге признанного в мире маститого ученого, Грец отправился в Париж, дабы принять участие в многостороннем совещании, касающемся проблемы положения евреев в Румынии. Его энциклопедические знания и большой научный авторитет сыграли позитивную роль в итоговом осуждении румынского правительства, инициировавшего жестокие погромы еврейского населения своей страны. В результате было выработано положение, согласно которому различие религиозных верований никак не должно служить основанием для попрания гражданских прав и свобод. 

Авторитет и признание Греца, возраставшие с каждым годом, в полной мере проявились во время празднования его 70-летнего юбилея и вылились в грандиозное торжество. Друзья и ученики преподнесли ему прекрасно изданный сборник его научных статей, а британская община пригласила Греца открыть своей вступительной лекцией лондонскую англо-еврейскую историческую выставку. Несколько месяцев спустя, в 1888 году, испанская Королевская академия наук в Мадриде провозгласила его своим почетным членом. 

Будучи исключительно разносторонним ученым, Грец обладал уникальными знаниями в самых различных областях иудаизма. Свой главный труд, «Историю евреев», он преподнес читателю не только в виде длительного и сложного процесса формирования национального организма, но, как он сам выразился, как историю своеобразного еврейского мышления на фоне нескончаемых страданий. Весьма многочисленными и глубокими по содержанию явились также его яркие критические разработки и различные сочинения, опубликованные в ряде журналов, включая редактируемый им ежемесячник. Благодаря своим выдающимся способностям Грец сумел блестяще донести до читателей не только политические и правовые аспекты еврейской истории, но и неповторимое своеобразие еврейского восприятия окружающей реальности. Наряду с историческими работами широкую известность приобрела изданная им антология современной еврейской поэзии. Поэтому его фундаментальные исследования в научных кругах расцениваются не просто как сугубо исторические материалы, но и как своего рода воссоздание истории еврейской литературы. 

 Таланты отца передались его сыну Лео, многие годы возглавлявшему кафедру физики в престижном Мюнхенском университете. Из-под его плодовитого пера вышло более 100 серьезных монографий. По роковому стечению обстоятельств, именно в Мюнхене находившийся здесь проездом его отец скончался 7 сентября 1891 года. 

В предисловии к одному из томов своей «Истории евреев» Грец писал: «Учить и скитаться, мыслить и страдать, познавать и терпеть — вот задача еврейского народа». С этим утверждением трудно не согласиться. 

Борис ЯКУБОВИЧ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции