ПРАВИЛА ВОЙНЫ НА ВОЙНЕ БЕЗ ПРАВИЛ
Алекс Павлов
24 июля 2007
4118
С террором нужно бороться с этим не спорят даже европейские гуманисты, для которых Арафат является легитимным лидером палестинского народа. Но как бороться с террором на практике, а не в принципе? Морально ли, например, стрелять в толпу вооруженных людей, если они прикрываются детьми и женщинами? Можно ли взрывать дом, где обнаружена мастерская по производству ракет, если в этом доме теоретически могут оказаться невинные люди?
С террором нужно бороться с этим не спорят даже европейские гуманисты, для которых Арафат является легитимным лидером палестинского народа. Но как бороться с террором на практике, а не в принципе? Морально ли, например, стрелять в толпу вооруженных людей, если они прикрываются детьми и женщинами? Можно ли взрывать дом, где обнаружена мастерская по производству ракет, если в этом доме теоретически могут оказаться невинные люди? До последнего времени у ЦАХАЛа не было на этот счет четких инструкций, каждый командир принимал решение на свой страх и риск. Наконец, документ, регламентирующий поведение военнослужащих, действующих против палестинских террористических организаций, был создан и в июле представлен на рассмотрение Генерального штаба. Над документом трудились генерал-майор Амос Едлин (бывший заместитель командующего ВВС), профессор Аса Кашер, составивший в 1993 году этический кодекс израильской армии «Дух ЦАХАЛа», а также юристы, специализирующиеся на международном праве, и другие специалисты. О содержании этого уникального документа рассказал журналист Алекс Фишман в газете «Едиот ахронот».
Европейские государства требуют, чтобы действия ЦАХАЛа на территориях расценивались как полицейские операции и стали частью борьбы с обычной преступностью. Израильские военные утверждают, что речь идет о войне, а не о полицейских операциях, и здесь должны действовать иные моральные нормы и ограничения. В документе, о котором рассказывает Алекс Фишман, не рассматривается вопрос о том, справедлива война с террором или нет, это политический вопрос, а армия в политику не вмешивается.
Основная идея документа такова: то, что военный не обязан делать ради обеспечения безопасности граждан государства, он делать не имеет права. Кроме того, защищать нужно не только своих граждан, но и палестинцев, не принимающих участия в интифаде и террористической деятельности.
Как и когда нужно проводить так называемые точечные ликвидации главарей террора? Судьба «кандидата на ликвидацию» прямо зависит от положения этого человека в цепи террора. Ликвидации подлежат сам террорист-самоубийца, те, кто оказывает ему непосредственную помощь (к примеру, проводник), те, кто посылает террориста совершить акцию, те, кто производит взрывчатку и кто финансирует теракт, а также те, кто принимает решение о проведении конкретного теракта.
Шейх Ясин дал разрешение на теракт женщине, взорвавшей себя у КПП «Карни». Следовательно, Ясин был звеном в цепи террора, и его ликвидация была оправдана.
С другой стороны, мулла в мечети, благословляющий террор, может не опасаться за свою жизнь. Не подлежат ликвидации и тот, кто дает деньги семьям взорвавшихся самоубийц, но сам участия в террористической деятельности не принимает.
Можно ли в процессе точечной ликвидации наносить удары по мирному населению? Да, отвечает документ, но только в тех случаях, когда удар наносится за пределами Государства Израиль, то есть на территориях. Если в непосредственной близости к объекту ликвидации находятся лица, участия в терроре не принимавшие, то нанесение удара остается оправданным.
Но можно ли убить десятки мирных граждан, чтобы предотвратить теракт, во время которого погибнут, возможно, меньше людей?
Попытки дать однозначный ответ на этот вопрос к результату не привели. Точного ответа нет и быть не может. Следовательно, командир должен руководствоваться здравым смыслом, имея при этом в виду все прочие ограничения, содержащиеся в документе. Например, если приходится выбирать между точечной ликвидацией и арестом, то нужно выбрать арест, но только в том случае, если жизням солдат в ходе ареста не будет угрожать опасность.
В документе говорится и о том, что военные и политики могут иметь разное представление о возможных и допустимых границах. Тогда именно политическое руководство обозначает границы приемлемой военной реакции на совершенный теракт.
Документ, о котором идет речь, предназначен не для солдат, а для их командиров, отдающих приказы. Именно они должны очень четко представлять границы допустимого и меру здравого смысла.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!