Свет хасидского подполья

 Раввин Гиллель ЗАЛЬЦМАН
 28 марта 2014
 3284
…Хочу рассказать о попытке Берке Хейна достать фальшивый паспорт, о раскрытии органами целой сети изготовителей поддельных документов, о ночной встрече нашего гостя-нелегала с одним из хасидов, которого подозревали в доносительстве; о решении вернуться к своему настоящему имени и подлинным документам; и, конечно, о волнующей встрече с женой после долгих-долгих лет разлуки…  

Отрывки из книги. Продолжение. Начало: №№ 1041, 1042, 1043

 

...Многолетняя разлука

Вынужденное одиночество р. Берке Хейна в Самарканде продолжалось долгие годы. Он не мог сообщить своей жене, что жив, потому что боялся слежки и ареста. Хочу рассказать о его попытке достать фальшивый паспорт, о раскрытии органами целой сети изготовителей поддельных документов, о ночной встрече нашего гостя-нелегала с одним из местных евреев , которого подозревали в доносительстве; о решении вернуться к своему настоящему имени и подлинным документам; и, конечно, о волнующей встрече с женой после долгих-долгих лет разлуки.

 

 

Я уже рассказал, как гэбисты охотились за р. Берке Хейном, как ему удалось под покровом темноты чудом избежать ареста во Львове, ускользнуть из дома в последнюю минуту и после скитаний по городам и весям добраться до Самарканда, где он в течение шести лет укрывался в доме семьи Мишуловиных и у нас — в доме Зальцманов. Все эти годы его жена Фейга оставалась во Львове на положении «соломенной вдовы». Сколько на ее долю выпало страданий, сколько бессонных ночей и пролитых слез… Она не имела ни малейшего понятия, что случилось с ее мужем и где он находится. Схватили ли его органы госбезопасности? И если нет, то куда бежал и где скрывается? Берке предполагал, что власти следят за всеми почтовыми отправлениями, которые получает его жена, и поэтому не посылал ей никаких вестей, чтобы не погубить их обоих.

Когда гость освоился в нашем доме, моя мама стала убеждать его в необходимости поставить в известность жену о его положении. «По крайней мере, надо ей сообщить, что ты жив, не в тюрьме, а среди своих», — говорила она.

Но Берке был против, поскольку в те времена в МГБ проверяли все письма, и, таким образом, власти могли выяснить, что он в Самарканде. Моя мама умоляла его сжалиться над своей женой. Но он стоял на своем, полагая, что и она не хочет знать, где он находится. Ведь вполне возможно, что время от времени ее вызывают на допросы и пытаются добиться признания, где он скрывается. «Поэтому и она наверняка предпочитает ничего не знать, чтобы нельзя было у нее выудить никакой информации», — говорил Берке.

Но мама не отступала и со временем подала другую идею: ее брат р. Довид Певзнер жил во Львове, жена р. Берке была с ним дружна и часто навещала его семью. Она предложила написать письмо брату и поинтересоваться, как поживает Фрейделе, дочь р. Берке, которая родилась за три месяца до его бегства из Львова. Тогда р. Довид наверняка поймет тонкий намек: с какой стати моя мать интересуется какой-то Фрейделе, которую никогда не видела и даже могла не знать о ее рождении... Таким образом, из этого письма Фейга узнает, что ее муж находится в Самарканде.

Но Берке Хейн отверг и эту идею, опасаясь, что сотрудники органов сумеют раскусить намек и выйти на его след. Велик был страх у людей той страшной сталинской эпохи!

О душевном состоянии р. Берке лучше всего говорит рассказ, услышанный мною из уст р. Моше Нисилевича спустя много лет. Однажды ночью измученный гонениями хасид явился к Моше Нисилевичу, который был в курсе всех его проблем, и сказал: «Хочу посоветоваться с тобой по одному очень важному делу. Но чтобы это было сугубо между нами».

Получив заверение Моше о неразглашении тайны, Берке поведал другу о своих душевных муках. «Не могу передать тебе всей боли из-за страданий моей жены Фейгл в последние годы, ведь она ничего не знает о моей судьбе. Не вижу я на горизонте конца моим страданиям и не знаю, когда я сумею вернуться домой, — промолвил Хейн и горько вздохнул. — Может быть, по закону Торы я не имею права оставлять жену в таком положении и обязан с ней развестись?»

Воцарилась гробовая тишина. Хейн и Моше стояли друг перед другом со слезами на глазах. Нисилевич склонил голову, мучаясь от душевной боли, не в состоянии слышать все это. Он не мог вымолвить ни слова и готов был провалиться сквозь землю.

Между тем Берке продолжал, словно размышляя вслух: «Надеюсь, что она найдет хорошего человека, выйдет замуж, со временем забудет обо мне и станет жить нормально». Он поднял вопрошающий взгляд на Моше. «Имею ли я право, не нарушая законов Торы, причинять ей столько страданий?»

Слезы, подступившие к горлу р. Моше, душили его. Он все еще не решался говорить. Только с трудом выдавил: «Не могу я дать тебе совет... Что тут посоветовать? Подумаем вместе, посмотрим...»

На следующий день р. Берке снова пришел к Моше Нисилевичу и сказал: «Всю ночь я не мог заснуть и думал, как мне поступить. В конце концов, решил, что по закону Торы я не имею права разводиться. Где в таком случае моя вера в Б-га? Ведь Он, Всемогущий, может все изменить, и мы вновь воссоединимся!» Услышав о таком решении, Моше Нисилевич обрадовался и полностью поддержал друга.

 

Нужен новый паспорт!

Берке Хейн продолжал скрываться в нашем доме и в доме семьи Мишуловиных, погруженный в свой духовный мир и занятый весь день молитвой, ­изучением Торы и служением Творцу. В создавшейся ситуации никто не мог найти выход. А в наших семьях в то время постоянно советовались, что можно сделать для р. Берке, чем ему помочь? Ведь такая ситуация не может продолжаться бесконечно! В итоге пришли к выводу, что единственный выход — попытаться получить новый паспорт, чтобы Берке Хейн стал как бы другим человеком. На совещании присутствовали трое его доброжелателей. Было решено, что они заседают на правах полномочного раввинского суда (бейт-дин). И необходимо наконец приступить к реализации его решений.

Сначала думали изменить фамилию Хейн на Шейн, исправив лишь одну букву. Затем решили, что новая фамилия будет слишком похожа на старую и что надо менять все полностью. Кроме того, исправлений в паспорте недостаточно: у каждого человека в Советском Союзе имелась трудовая книжка, в которой были зафиксированы все места его работы и причины увольнения. Это позволяло властям получить информацию о каждом человеке там, где он был какое-то время трудоустроен. Поэтому требовалось раздобыть трудовую книжку покойника, которую можно было бы «приспособить» к биографии р. Берке.

Такую трудовую книжку покойного по фамилии Гольдберг удалось найти. Было решено позаимствовать все сведения о нем. Для реализации этой затеи требовалось найти человека со связями в МВД. И тогда родилась, казалось бы, совсем иррациональная идея: у Гирша Лернера работала двадцатипятилетняя девушка по имени Зина. В Самарканд она приехала во время войны, после того как вся ее семья погибла в Вильно от рук нацистов и их подручных. Здесь ей удалось завести знакомство с несколькими работниками МВД. Можно было использовать эти связи «для легализации» Берке. Кроме риска, связанного с подделкой документов, был еще немалый риск в вовлечении в столь «деликатное» дело почти незнакомой девушки.

Однако другого выхода не было. Было решено посвятить Гирша Лернера в эту секретную операцию, посоветоваться с ним и послушать его мнение.

Так Гирш Лернер, человек большой души, любящий делать добро, был введен в курс дела. Мы рассказали ему, что одному очень набожному хасиду пришлось по разным причинам скрываться от ареста. Долгие годы власти разыскивают его, поэтому он живет вдали от своей семьи, прячась в семьях хабадников в Самарканде. И только новые «чистые» документы из МВД могут помочь ему начать новую жизнь. До нас дошли слухи, что у его сотрудницы Зины есть связи в органах внутренних дел. Поэтому мы просим его убедить женщину подключиться к решению этой проблемы.

Несмотря на огромный риск, Гирш Лернер согласился помочь. Он пошел к Зине и рассказал ей, что, мол, один еврей-бедолага нуждается в новых документах, разумеется, за весьма приличную плату. К его немалому удивлению, Зина согласилась, однако наотрез отказалась от вознаграждения. «Я хочу просто помочь еврею», — сказала она. Ответ Зины, переданный Гиршем Лернером, поразил нас всех. В России в те годы бескорыстная помощь за такую услугу была крайне редкой. В самые короткие сроки мы подготовили нужные сведения, рисующие новый облик праведного хасида, и передали ей все данные, молясь Всевышнему за успех нашей рискованной затеи… 

Раввин Гиллель ЗАЛЬЦМАН, США

Фотографии из личного архива р. Гиллеля Зальцмана

Продолжение следует



Комментарии:

  • 22 апреля 2014

    Гость

    Прочел все напечатанные отрывки из книги р. Зальцмана. И вот какую мысль хочу выразить. Сегодня мы отмечаем заключительный день Песаха. Каждый год в эти дни мы выходим из Египта, из рабства. И становимся свободными людьми. А эти люди, о которых пишает Гиллель Зальцман, боролись за свою свободу вероисповедания каждый день, подвергая себя и своих близких смертельной опасности. Поражаюсь и восхищаюсь мужеством этих людей. Николай, Санкт-Петербург

  • 8 апреля 2014

    Шурик

    Спасибо.
    Читается на одном дыхании.

    Украина. Донецк.

  • 3 апреля 2014

    Гость

    Я первый раз - и совершенно случайно - зашел на эту страницу. Начал читать - и не смог оторваться. Нашел все предыдущие рассказы раввина Зальцмана. Прочитал залпом - как захватывающий детектив. Вот это да! Вот это настоящее, не надуманное и непридуманное. С огромным нетерпением жду продолжения. Браво!
    Илья, Москва

  • 1 апреля 2014

    Гость

    Какая яркая детективная история! С нетерпением ждем продолжения. Семья Семеновых, пос. Яхрома


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции