Мейерхольд и его роковая любовь

 Дан ГОРОДЕЦКИЙ, Россия
 30 января 2014
 5581
…Зинаида Николаевна совершила самоубийственный поступок: ни с кем не посоветовавшись, она посылает письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре?», «Вам самому не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда!» Вряд ли она знала, что подписывает и себе и мужу смертный приговор…

История русского театра XX века неразрывно связана с именем этого человека. Великий реформатор, маг актерского мастерства, создатель новой театральной школы Всеволод Мейерхольд (настоящее имя — Карл Казимирович Теодор) родился 9 февраля 1874 года в Пензе в семье прусского подданного Эмилия Федоровича Мейергольда (его мать Эмилия Доротея Рар была марокканской еврейкой) и Альвины Даниловны ­Неезе. Отец Всеволода Эмильевича, державший на своем письменном столе портрет Бисмарка, был типичным купцом-самодуром. Он владел винокуренным заводом в Поволжье и чудовищно обогатился на производстве водки «Углевки». Дом славился хлебосольством на всю Пензу, там задавались неслыханно роскошные балы, а детей держали впроголодь.

У Карла было пять братьев и две сестры. На карманные расходы отец давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты. Но Альвина Даниловна, в отличие от мужа, была натурой возвышенной. Она приобщила детей к театру. Карл и его брат играли в любительских спектаклях. 14 февраля 1892 года «любители драматического искусства» давали комедию «Горе от ума», где Карл играл Репетилова, а его будущая жена красавица Оля Мунт — Софью...

Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. Он получил аттестат зрелости только в 1895 году, после чего совершил ряд поступков, поразивших его родственников. После скоропостижной смерти отца Эмилия весь клан Мейергольдов (мать Альвина Даниловна, четыре брата и две сестры) собрался в отцовском кабинете, чтобы огласить завещание покойного. В этой обстановке будущий театральный гений объявил: «На меня не рассчитывайте! Я ненавижу вашу роскошь, ваши деньги, ваш винокуренный завод. Не хочу даже носить вашу фамилию. Запишусь Мейерхольдом, как рекомендовано русской грамматикой Грота. Я ухожу от вас и буду жить бедно, но честно. С Олечкой Мунт мы поженимся, а приданого не возьмем. И еще — я меняю прусское подданство на российское, а имя Карл на Всеволода».

Итак, он меняет имя и фамилию, отказывается от прусского подданства, получает русский паспорт и венчается с Ольгой Мунт. В 1897 году у них рождается первая дочь Мария. Мейер­хольд поступает в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс В.И. Немировича-Данченко сразу на второй курс. После выпуска он вместе с Ольгой Книппер, Иваном Моск­виным и другими актерами был принят в труппу Художественного театра и быстро занял ведущее положение в труппе. Интеллигентность и утонченное искусство Мейерхольда привлекли к нему внимание А.П. Чехова; их переписка продолжалась вплоть до кончины писателя. Участник легендарной «Чайки» Художественного театра, Мейерхольд по сей день считается непревзойденным Треплевым. А роль Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехов писал специально для него. Мейерхольд называл МХТ Академией драматического искусства, а Станиславского — гениальным режиссером-учителем. Но характер у Мейерхольда был настолько неуживчивый, что вскоре он уходит из театра.

Началась двадцатилетняя полоса скитаний по театрам и городам: Херсон, Тифлис, снова Москва… Детей у него уже трое, и все — девочки. И их всех нужно прокормить. А Мейерхольд больше нескольких сезонов нигде не задерживается.

Со временем он все реже играл на сцене и все чаще режиссировал. В Петербурге, в театре у Комиссаржевской поставил блоковский «Балаганчик» — необычайный, ни на что не похожий спектакль. Публика разделилась: одни бешено аплодировали, другие обзывали мейерхольдовское творение бедламчиком. Режиссеру в очередной раз указали на дверь. Семье уже нечем было платить за квартиру, но тут поступило предложение поработать на императорских сценах, в Александринке и Мариинке. Но и там труппы были настроены враждебно к нему. Его режиссуры боялись. Он жаловался: «Ни разу за годы службы в имперских театрах я не входил в двери без опасений, что могу получить в спину удар ножом». Однако Мейерхольд уже стал признанным апологетом «нового театра». На императорской сцене он воплощал свои новаторские идеи и никогда не встречал противодействия со стороны Дирекции императорских театров. Он воевал на диспутах, выпускал театральный журнал, поражал головокружительными постановочными экспериментами, а в день падения дома Романовых показал свою последнюю работу на императорской сцене — лермонтовский «Маскарад», спектакль мистический, таинственный, страшный, как дурное предзнаменование, и щемяще-прекрасный, хрупкий, романтичный.

Мейерхольд прослужил в Александринке до самого октября 1917 года. Революцию он принял с восторгом. Его не смущало, что вчерашних друзей расстреливали по ложным обвинениям, не огорчали разруха и голод, одичание страны. Мейерхольд объя­вил «Театральный Октябрь», надел кожаную тужурку и такую же кепку набекрень, прицепил парабеллум и потребовал от всех театральных деятелей следовать по его пути. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. В речи Мейерхольда теперь часто звучала фраза: «Я говорю вам от имени революции!»

Как прирожденный актер, он великолепно вжился в образ. Теперь ему ничего не стоило взять и выгнать на улицу балетмейстера Голейзовского, преспокойно занять его особняк, спать на его кровати, есть за его столом на том только основании, что должен же заведующий ТЕО Наркомпроса где-то жить, спать и есть. Однако время бежало, и год от года становилось все яснее, что произошло какое-то трагическое недоразумение: послереволюционная жизнь покатилась в направлении противоположном ожиданиям. Народные массы не принимали театр Мейерхольда с его усложненной условностью.

К моменту встречи с Зинаидой Райх Мейерхольду было уже 47 лет, он был знаменит, женат, имел трех дочерей. Но в Зинаиду Райх, свою ученицу, которая была моложе его на 20 лет, Мейерхольд влюбился страстно, самозабвенно, без памяти. Познакомились они случайно. Мейерхольд зашел хлопотать о чем-то в Наркомпрос, а Райх сидела там в секретариате Крупской за пишущей машинкой. Красивая, высокая, коротко стриженная, в кожаной куртке и сапогах. «Хотите ко мне в студию? — с ходу предложил Мейерхольд. — Я сделаю из вас актрису. Лучшую актрису России, обещаю вам!» Вот такие кульбиты порой вытворяет судьба. Еще утром Зинаиде Евгеньевне казалось, что жизнь ее пошла под откос. Ее брак с Есениным рухнул, не просуществовав и года. Остались двое детей мал мала меньше. Она терпела от Есенина все — его дикие загулы, побои. В конце концов, через Мариенгофа ей было передано: пусть убирается, у Есенина давно другая женщина. Райх ушла. По этому поводу Есенин сочинил пронзительные стихи: «Вы помните, вы все, конечно, помните, / Как я стоял, приблизившись к стене; / Взволнованно ходили вы по комнате / И что-то резкое в лицо бросали мне…» И на время забыл о ее существовании. А потом вдруг заревновал и, случалось, плакал навзрыд, глядя из партера мейерхольдовского театра на бывшую жену.

Мейерхольд же от любви просто обезумел! Скоропалительно развелся с женой, с которой прожил без малого тридцать лет и от которой имел трех взрослых дочерей. Ввел Райх в труппу своего театра и сразу на первые роли. Однажды Всеволод Эмильевич спросил Мариенгофа: «Как вы думаете, Зинаида будет великой актрисой?» Тот ответил: «А почему не изобретателем электричества?» Больше Мейерхольд ничьего мнения на счет Райх не спрашивал. У бывшей примы Марии Бабановой отнимались роль за ролью. Бабанова горько плакала, но Мастер был неумолим… В конце концов Бабановой пришлось покинуть театр. Еще раньше ушел Игорь Ильинский — безусловная звезда, посмотреть на которого зритель валом валил в ГосТИМ. Когда же Мейерхольд заговорил о своем желании ставить «Гамлета» с Зиночкой в главной роли, актер Охлопков воскликнул: «В таком случае я сыграю Офелию!» — и тоже вылетел из театра. Впрочем, со временем страсти улеглись. Простая публика, не разбиравшая, где заслуга режиссера, где — актерское мастерство, к Райх привыкла и стала-таки аплодировать. Мейерхольд руководил ТИМом долгих пятнадцать лет! Но в театре не было мира, он вечно опасался, что кто-то из обиженных актеров его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули…

А вот Зинаиде Николаевне коллеги, шептавшие ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали!», напророчили нож. Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Кто ж мог знать, что все так и случится…

Современники давали Зинаиде Райх самые противоречивые оценки. Одни описывали ее как красавицу, преданную жену и прекрасную мать, другие — как экзальтированную, неуравновешенную, обладавшую невероятной сексапильностью, которая не могла не давать поводов для ревности обоим мужьям. Сначала Есенину, затем Мейерхольду.

В конце 1920-х ГосТИМ стал утрачивать популярность, публика рвалась тогда во МХАТ, на «Дни Турбиных», один рецензент написал о Мейерхольде: «Старый волк, матерый зверь! Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд!»

Всеволод Эмильевич с Зинаидой Николаевной уехали за границу, дело вполне могло бы кончиться эмиграцией, но из Москвы пришло радостное известие: правительственная комиссия выделила 30 тысяч рублей на поддержание ГосТИМа. Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти, в изданной в 1933 году «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но затем положение резко изменилось, в газетах появилось слово «мейерхольдовщина» — и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова» была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции…

Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой натурализма. Отчасти — исполнение многолетней мечты Райх. После последних слов героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная... Жизнь идет» Райх опускалась в кресло спиной к зрителям, и ее левая рука падала с подлокотника. Так Мейерхольд показывал смерть. Увы! Режиссер и его актриса слишком поздно поняли, что когда вечером 7 января 1938 года, накануне закрытия ГосТИМа, рука Райх повисла в воздухе, это действительно был конец.

В том же 1938-м за несколько месяцев до ареста в беседе с корреспондентом журнала «Театр» А. Вербицким Мейерхольд рассказывал: «На прошлой неделе какой-то субъект позвонил мне по телефону и довольно четко произнес: «Ты жид, и тебя ждет жидовская гибель!» Признаться, я и забыл, что я еврей по происхождению. Пришлось вспомнить, что предки мои — немецкие евреи…»

Они еще пытались бороться. Была даже иллюзия, что все наладится, — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие Всеволод Эмильевич пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости — он слишком хорошо помнил, каким денди этот человек был до того, как его сломали.

И тут Зинаида Николаевна совершает самоубийственный поступок: ни с кем не посоветовавшись, она посылает письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре?», «Вам самому не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда!» Вряд ли она знала, что подписывает и себе и мужу смертный приговор.

Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года в его ленинградской квартире и поездом под конвоем переправили в Москву. Несколько месяцев он находился в разных тюрьмах. Его обвиняли как шпиона английской и японской разведок. В январе 1940 года он написал заявление на имя В. Молотова. «Меня здесь били — больного, 65-летнего старика клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху с большой силой по местам от колен до верхних частей ног. В следующие дни, когда эти места ног были залиты обильными внутренними кровотечениями, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били жгутом».

1 февраля 1940 года Мейерхольда судили, приговорили к расстрелу с конфискацией имущества, и на следующий же день приговор был приведен в исполнение. Его казнили в один день с журналистом Михаилом Кольцовым. Он так и не узнал о том, что Зинаиды Евгеньевны уже семь месяцев нет в живых…

В тот день, когда его арестовали, в их московской квартире в Брюсовом переулке был произведен обыск. Через несколько дней, 15 июля 1939 года, Зинаиду Райх нашли полуживой в собственной спальне со множеством ножевых ранений. На попытки врача скорой помощи остановить кровотечение она ответила: «Оставьте меня, доктор, я умираю...» Скончалась она по дороге в больницу.

В квартиру Мейерхольда, разделенную на две отдельные, Берия вселил своего шофера с семьей и секретаршу.

Зинаиду Райх похоронили на Ваганьковском кладбище, в том самом черном платье, в котором она играла «Даму с камелиями». Место, где захоронен Мейерхольд, до сих пор неизвестно. Впоследствии на ее памятнике добавили надпись: «Всеволод Эмильевич Мейерхольд».

Дан ГОРОДЕЦКИЙ, Россия

В оформлении статьи использован фрагмент картины Бориса Григорьева. 1916 г.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции