Фрау на боевом коне
Кто такая Луиза Эстер Графемус-Кессених? Народная героиня. Но не окутанная мифами, а подлинная участница кровавых битв. 200 лет назад самая храбрая еврейка Пруссии стала символом русско-немецкого союза в войне с Наполеоном. Ее потомки живут в России.
Уланская кровь
Праправнучка Луизы Кессених — народная артистка России Татьяна Львовна Пилецкая, урожденная Татьяна Людвиговна Урлауб, красавица из фильма «Разные судьбы» — та, кому был посвящен романс «Почему ты мне не встретилась, юная, нежная...» В прошлом году в Петербурге в театре «Балтийский дом», где Пилецкая служит 45 лет, она отметила свой юбилей.
Сначала Таня Урлауб была балериной, а актрисой стала с легкой руки Александра Вертинского, с которым ей выпало счастье быть знакомой. Однажды маэстро пригласил ее в ресторан. «С такой внешностью вам надо сниматься в кино», — сказал он юной красавице, как когда-то говорил Вере Холодной, и добыл для нее на студии Горького роль княгини Веры в фильме «Княжна Мэри».
Татьяна Пилецкая в свои 85 лет прекрасно выглядит, ощущает себя «дамой среднего возраста», на все проблемы смотрит легко, поет и танцует. Она автор нескольких книг с историческими изысканиями ее родословной до XVI века. В династии Урлауб есть известные художники, ученые, предприниматели, актеры. В семье никогда не говорили о предках: не хотели накликать беду, но беда пришла — отец как этнический немец был репрессирован.
Проследить судьбу невероятной прапрабабушки Луизы актрисе помогли два старинных портрета, хранившихся в доме. Один написан маслом. На нем изображена молодая и некрасивая женщина в воинственной позе, с мужской стрижкой, в мундире уланов Восточно-прусского полка. Второй портрет — литография с изображением пожилой дамы с волевым и энергичным взглядом. На ее платье красуются воинские награды: Железный крест и медаль «За доблесть и мужество». Теперь, после работы в архивах, Татьяна Львовна многое узнала о Луизе.
В конце XX века появились новые работы немецких и израильских исследователей о подвигах простой женщины, ставшей героиней освободительной войны 1813–1815 годов. Первая публикация о Луизе Кессиних появилась в СССР в 1988 году в журнале «Нева».
«Я иногда задумываюсь о генах, — говорит Пилецкая. — Моя прапрабабка неоднократно почти мистическим образом напоминала мне о себе». Действительно, у обеих женщин, связанных с танцклассами, мужья офицеры, обе — отважные амазонки. Скакать на лошадях во время киносъемок актрисе всегда давалось легко. Ни малейшего страха, лишь радость от захватывающей дух скачки, ведь в ее жилах течет кровь женщины-улана!
Прусская «кавалерист-девица»
«Хребту коня свой стан вверяя, / Свой пол меж воинов скрывая, / В руке сжав сабли рукоять, / Летит на вражескую рать…» Конечно, такие героини были и в России. К примеру, Надежда Дурова, ставшая прообразом Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады». А в немецких архивах можно найти имена двадцати двух воевавших женщин. Сменив свои наряды на мужскую военную форму, они встали в ряды защитников Отечества. И среди них была и Луиза.
Наша героиня родилась в 1786 году в прусском городе Ханау в традиционной еврейской семье и носила имя Эстер Мануэ. В 19 лет девушка влюбилась в подмастерье из ювелирной лавки по фамилии Графемус и получила новое имя — Луиза.
Молодые поженились, в семье родились дочь и сын, но радость омрачил Наполеон. В 1806 году он разбил прусскую армию и вошел в Берлин. Муж Луизы, горячий немецкий патриот, оставил семью и уехал к союзникам в Россию, где вступил добровольцем в полк уланов. А когда русская армия в 1813 году освободила от французов Кёнигсберг, Луиза решает записаться добровольцем-уланом в королевскую армию, чтобы отыскать своего мужа. Детей она оставила на попечении родственников.
Но снарядить кавалериста — удовольствие дорогое. Нашлись покровители: принц Вильгельм и принцесса Анна выдали Луизе, словно Жанне д’Арк, необходимые средства. Скрыв свой пол, она вступила в корпус генерала Блюхера, храбро сражалась, трижды была ранена и впоследствии лишилась кисти правой руки. Увы, ее тайна была раскрыта, нависла угроза увольнения из армии. Но и тут помогла принцесса Анна — остаться на службе Луизе милостиво позволил сам король Пруссии.
Война шла к концу, весной 1814 года полки союзников с боями двигались к Парижу. Женщина-улан захватила в плен офицера и шесть солдат противника, за что получила Железный крест и звание вахмистра прусской Королевской службы. И случилось чудо: в строю проходившего мимо русского уланского полка Луиза увидела своего мужа. Слезы, объятия и поцелуи двух офицеров удивили всех, а когда узнали о причине, супругов приветствовало громовое «ура!». Но радость встречи была недолгой — на следующий день Графемус был убит при штурме Монмартра…
Безутешной вдове ничего не оставалось, как вернуться домой, хотя в Париже она была представлена Фридриху Вильгельму III и Александру I. Король пожаловал ей 30 талеров и назначил мизерный инвалидный пенсион. Зато русский царь пригласил ее на отдых и лечение в Петербург, пообещав пособие за погибшего мужа.
«С утешною и бодрою душой…»
В 1817 году фрау Луиза Графемус приехала в Петербург. После победы над Наполеоном Александр I из реформатора превратился в «кочующего деспота», а обещанной вдовьей пенсии Луиза так и не дождалась — вахмистра Графемуса не нашли в списках русского уланского полка. Женщина, привыкшая стойко переносить невзгоды, снова вышла замуж — за переплетных дел мастера Иоганна Кессениха. Долгое время они жили в Прибалтике, где родились их дети — дочь и два сына.
Семейство возвратилось в Петербург в конце 1830-х годов, и о героине войны заговорили вновь. Теперь — как о владелице знаменитого еще со времен Петра I «Красного кабачка» на Петергофской дороге. Этот трактир часто менял владельцев, а при Кессених славился традиционной немецкой кухней, танцами и приносил изрядный доход. Одного глинтвейна выпивали за день тысячи стаканов. Здесь было чисто и уютно, обслуга вышколена, продукты свежие, и немцы приходили в трактир отмечать семейные праздники. Здесь впервые в Петербурге стали петь цыганские хоры, и, как встарь, картежники метали банк, гусары блистали удалью, золотая молодежь кутила. В потасовках в «Красном кабачке» участвовал Пушкин, а Лермонтов описал кабачок в озорном стихотворении «Монго».
Луиза была известной личностью в Петербурге и слыла большим оригиналом. Она носила мужской костюм, уверенно рулила трактиром и живо расправлялась с подгулявшими посетителями. Но ее коммерческий талант требовал новых сфер применения. И возникли танцклассы, сначала на Фонтанке, затем в других местах — устроительница обошла всех конкурентов, пригласив лучших музыкантов и учителей. Ее танцевальные вечера посещали известные люди, в их числе Салтыков-Щедрин, Достоевский и молодой Некрасов, написавший: «Когда б вы не были, читатель мой, / Аристократ — и побывать в танцклассе / У Кессених решилися со мной, / Оттуда вы вернулись бы в экстазе, / С утешною и бодрою душой!»
Еще долго увеселительные заведения Луизы сохраняли свою популярность. Но возраст давал о себе знать. Осенью 1852 года отважная пруссачка умерла и нашла упокоение на Волковом кладбище. Ее могила не сохранилась.
Но сохранились старые документы, и в 1930-е годы в Берлине всплывает образ некой фрау Поммер, правнучки Луизы. В Третьем рейхе и СССР пытались скрыть происхождение народной героини. Только в конце 1980-х, в эпоху гласности, русский потомок Луизы Владимир Александрович Кессених собрал о ней ценный материал и опубликовал ряд статей. Женщина-легенда с гордостью носила свое имя — Эстер Мануэ.
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!