Тора и современность
«Войди к Фараону...»
Всевышний сказал Моше: «Войди к Фараону», а не произнес, как обычно: «Иди к Фараону». Потому что «иди» говорят человеку, когда расстаются с ним. Но со Всевышним невозможно расстаться! Поэтому Он сказал Моше: «Войди ты, а Я пойду с тобой. Мы будем вместе всюду, куда бы ты ни пошел».
Ребе из Коцка
Шаббат Шира
Глава «Бешалах»
«И было, когда Фараон отпустил народ…» (13:17)
Подсластить пилюлю
«И указал ему Всевышний дерево» (15:25)
Это дерево, которое делало «горькую» воду пресной, имело горький вкус, как и сама вода. Так поступает Творец: одной горечью — неприятностями или проблемами — Он иногда перебивает и устраняет другую, и делает ее более «приемлемой».
Глава «Итро»
«И услышал Итро, жрец Мидьянский, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и для Израиля, народа Своего, что вывел Господь Израиля из Египта» (18:1)
Еще раз к вопросу о коррупции
«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дела правых» («Шмот», 23:8)
«Я мзду не беру — мне за державу обидно».
Верещагин, фильм «Белое солнце пустыни»
Конечно, Тора запрещает мздоимство (шохад), т.е. коррупцию и взяточничество, как об этом прямо было сказано сразу после дарования Торы (23:8): «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дела правых».
Коррупция — бич российской экономики да, пожалуй, и всего нашего общества. Кому-то может показаться, что эта проблема появилась сравнительно недавно, в эпоху развитых экономических отношений. На самом деле упоминание о ней встречается в Писании, причем еще до дарования Торы!
Как раз перед этим эпохальным событием Тора рассказывает нам о визите Итро, тестя Моше, который дает ему дельный совет, как сказано («Шмот» — «Итро» 18:19): «Теперь послушайся голоса моего, я посоветую тебе, и будет Б-г с тобою». Он наблюдает, как Моисей с «утра до вечера» занят своей прямой обязанностью — разбирается со спорными вопросами. Как сказано (18:13): «На другой же день сел Моше судить народ, и стоял народ пред Моше с утра до вечера».
Итро по этому поводу замечает, что «слишком тяжело это дело для главы поколения». И если так все пойдет и дальше, то «истощишься окончательно и ты, и народ сей, который с тобою». Поэтому Итро советует Моше быть «посредником народа пред Б-гом», а вместо себя, в качестве местных судей, «высмотреть подходящих людей», как сказано (18:21): «Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть…» Мудрый Итро видит в справедливом суде путь к гражданскому согласию и благополучию общества — «миру» (шалом), как сказано (18:23): «Если ты сделаешь это, и Б-г повелит тебе, то сможешь устоять, и весь народ сей пойдет на свое место с миром».
Моше с благодарностью принимает совет своего праведного тестя и находит подходящих людей, которые будут «над ними тысячниками, сотниками, пятидесятниками и десятниками», как сказано (18:24): «И послушался Моше голоса тестя своего, и сделал все, что он сказал». Вот только когда дошло до дела, Моше сумел найти лишь «способных людей», как сказано (18:25): «И выбрал Моше способных людей из всего Израиля, и поставил их главами над народом». А вот «ненавидящих корысть» (соней-беца) так и не нашлось…
А вы говорите — коррупция!..
Глава «Мишпатим»
«И вот законы, которые ты предложишь им» (21:1)
От греха подальше
«От неправды отдались…» (23:7)
Можно лгать, можно быть честным. Но как можно «удалиться» от… лжи?
Хасидское предание свидетельствует об Алтер Ребе, авторе этико-философского сочинения «Ликутей амарим» («Тания»), что в 21 год он постигал истину — «эмет». Первые семь лет он пытался понять, что есть истина, еще семь лет он посвятил тому, чтобы изжить в себе даже малейший намек на ложь, и последние семь лет — чтобы укоренить в себе чувство правды.
«Бейт Ребе»
Путь праведника
10 швата (в этом году — суббота, 11 января) — кончина предыдущего Любавичского Ребе, рабби РАЯЦ (Йосеф Ицхак Шнеерсон, 1880–1950). Начало руководства нашего Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона (1902–1994)
Эта встреча произошла в 1992 году, примерно за две недели до событий 27 адара*. Предстоял 90-летний юбилей 7-го Любавичского Ребе. Один журналист в связи с этим поинтересовался, что еврейская традиция говорит о числе «90»? Ребе тогда ответил, что в еврейской традиции число 90 обозначается буквой «цадик», что переводится как «праведник». Значит, мы должны во всем стремиться к праведному образу жизни — «цедикут», а это в свою очередь означает, что сегодня уже недостаточно того, что я сделал вчера, и от меня требует уже нечто большее. А завтра я уже не смогу удовлетвориться сегодняшними достижением и должен стремиться к большему. Таким образом, каждый день должен быть шагом вперед.
Очевидно, что эти слова можно считать напутствием от Ребе и руководством к действию для каждого из нас.
__________
*Днем 27 адара (март) в 1992 году с Ребе случился удар, после которого он так и не смог полностью оправиться. Через два года 3 тамуза (середина лета) он скончался.
Изречение номера
Горшок (кастрюля) с крышкой
«Народ Израиля (ам-исраэль) и Земля Израиля (эрец-исраэль) как горшок и крышка от него — неотделимы. И только когда они вместе, они составляют единое целое, дополняя друг друга».
Проповедник (магид) из Кожниц
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!