Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 8 января 2014
 2300
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется… Федор Тютчев   В одной из наших прогулок по трактату «Таанит» я рассказал эпизод из жизни праведника и мудреца И-это. Что бы ни случалось, он неизменно говорил: «И это к добру». В конце концов,  эта сентенция прилипла к нему и в усеченном виде стала его прозвищем.

Выглядел он, как персонаж из фильма ужасов: у него не было ни рук, ни ног, он был слеп, а тело его было изъязвлено язвами. Жил он в ветхой лачуге, которая в конце концов развалилась. Но он был уверен, что и это к добру.

Не думаю, что все согласятся с такой концепцией, но, несомненно, И-это был в высшей степени последователен.

Все это я рассказал в прошлый раз, но умолчал, как И-это дошел до жизни такой — в смысле отсутствия конечностей, слепоты и прочих телесных радостей. 

Ученики спросили И-это. Вот что он им ответил: 

«Однажды держал я путь в дом своего тестя, и была со мной поклажа трех ослов: на одном — снедь, на другом — питье, на третьем — лакомства.

Подошел нищий, встал у меня на пути и сказал мне:

– Рабби, накорми меня.

Сказал я ему:

– Подожди, пока развьючу осла.

Не успел я развьючить осла, как испустил нищий дух. Подошел я и пал ему на грудь.

Сказал я:

– Да ослепнут глаза мои, не сжалившиеся над его глазами, да будут отрублены руки мои, не сжалившиеся над его руками, да будут отсечены ноги мои, не сжалившиеся над его ногами.

И не мог я успокоиться, пока не сказал:

– Да покроется все мое тело язвами».

И стало так.

Как именно произошло увечье, Талмуд умалчивает: о механизме изъятия конечностей не сказано ни слова.

Вопрос учеников связан, конечно, с интересом к истории болезни и ужасным обстоятельствам жизни учителя, но определенно не в первую очередь — вопрос поставлен в совершенно иной плоскости. Вот как они спрашивают: «Рабби! Ежели ты совершенный праведник, то почему выпала тебе такая доля?»

Ученики исходят из невысказанного, но самоочевидного предположения, что Б-г карает грешников и награждает праведников, тем паче совершенных. Но как вписать в эту концепцию случившееся с их учителем? Это вызов их пониманию жизни, моральному закону, который представляется им универсальным и непреложным. Их картина мира оказывается под вопросом. Но может быть, И-это — несовершенный праведник? Может быть, они чего-то не знают? Может, он чего-то такое в юности натворил, и Всевышний сделал ему внушение?

Вот что они хотят выяснить.

Вот на какой вопрос он отвечает.

В представлении И-это он получает по заслугам: за недостаточно ревностное выполнение заповеди. И за словесную невоздержанность. Он говорит ученикам: «Сыны мои! Я сам себе это устроил».

Недостаточно ревностное. Как же так? Сделал ведь все наилучшим образом: нищий еды попросил — И-это тут же бросился мешок с едой развязывать. Как накормить, не достав еды? А вот все равно виноват, что не успел.

Этот рассказ демонстрирует уровень нравственных требований, предъявляемых праведником самому себе, постоянную, можно сказать, рефлекторную готовность к исполнению заповеди, отчаяние от того, что ее не удается исполнить даже по не зависящим от него обстоятельствам.

Услышав рассказ учителя, ученики воскликнули:

– Горе нам, что видим тебя таким.

Сказал он им:

– А не видели бы меня таким, мне было бы горе.

Ученики в ужасе еще и потому, что ежели праведник удостаивается такой награды, чего может ожидать средний человек? Но в том-то и дело, что требовательность пропорциональна праведности. 

Понятно, что если бы руки-ноги остались на месте, слова раскаяния превратились бы просто в пустышку, в безответственную риторику, в мертвые слова. И это было бы горем для человека, идеалом жизни которого были ревностность в исполнении заповедей, подлинность и ответственность.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции