Тора и современность
Праведник поколения
«И сказал Йосеф народу: вот, я купил теперь вас и землю вашу для Фараона; вот вам семена и засейте землю» (47:23)
Хотя, согласно прямому смыслу Писания, речь идет о египтянах, которым Йосеф продавал зерно в голодные годы, однако его пример дает нам понимание, как должен вести себя глава поколения. Праведник поколения (цадик-гадор), каковым был Йосеф, не может ограничиться лишь тем, что дает своему народу духовную пищу: «Вот вам зерно». Он должен позаботиться, чтобы это зерно было посеяно в землю: «Засевайте землю». И дало всходы: новое поколение верующих евреев, соблюдающих наши вечные традиции. Именно такой подход мы можем наблюдать у наших учителей и духовных наставников — Любавичских Ребе.
**
Шабат Хазак!
Глава «Ваехи»
«И проживал Яков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Якова, годов жизни его, сто сорок семь лет» (47:28)
Приятная неожиданность
«Соберитесь — и я сообщу вам то, что постигнет вас в конце времен» (49:1)
Здесь сказано: «постигнет», что указывает на некое случайное событие. Именно так все и будет в конце времен: Мошиах придет неожиданно для всех, когда его меньше всего будут ожидать. Каждый будет занят своим делом, и вдруг явится Мошиах.
Баал Шем Тов
Кто виноват и что делать?
«Не отойдет скипетр от Иегуды, и законодатель из среды потомков его, доколе не придет в Шило, и ему — повиновение народов» (49:10)
Так заповедал наш праотец Яков одному из своих сыновей — Иегуде, который в будущем станет родоначальником царской династии, происходящей от царя Давида. Скипетр (шевет) указывает на царскую власть, которая по замыслу Творца принадлежит еврейскому народу и получит свое полное раскрытие с приходом Мошиаха. Согласно мистическим представлениям, будущий Избавитель уже «родился» во время разрушения Второго храма. С тех пор с его стороны не может быть никакой задержки: он готов явиться к нам в любое мгновение. И если он до сих пор все еще не пришел, то причина только в нас самих.
Окончание изучения 1-й Книги Торы — «Берейшит», или «Бытие». Хазак!
Начало изучения 2-й Книги – «Шмот», или «Исход».
2-я Книга «Шмот», или «Исход»
Глава «Шмот»
«И вот имена сынов Израиля, вошедших в Египет; с Яковом вошли они, каждый с домом своим» («Шмот», или «Исход», 1:1)
Путеводная звезда человечества
«И вот имена сынов Израиля...» (1:1)
Комментарий Раши объясняет нам, что Писание еще раз перечисляет имена сыновей Израиля «после смерти», хотя до этого они уже были перечислены поименно при жизни (в начале главы «Ваигаш», 48:8–27), чтобы показать, насколько они были дороги Творцу. В этом они подобны звездам, которых Всевышний выводит с наступлением ночного времени суток и возвращает на прежнее место «по счету, и по именам», как сказано («Йешайя», 40:26): «Тот, Кто выводит их воинство по счету, всех их по имени называет».
Но сравнение народа Израиля с небесными светилами на самом деле глубже и не ограничивается только этой деталью. Хотя звезды находятся бесконечно далеко от нас, однако и они оказывают влияние на нашу жизнь: своим слабым светом они скрашивают тьму ночи и указывают путь, когда нет других ориентиров. Кроме того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что каждое небесное тело — это огромный неповторимый мир, наполняющий окружающее пространство своим уникальным светом.
Так же и еврейский народ: во тьме Изгнания он служит путеводной звездой для всего человечества, освещая мир светом Торы и указывая путь к Мошиаху и Грядущему миру.
«Сфат-Эмет»
**
Глава «Ваэра»
«И я являлся Аврааму, Ицхаку и Якову под именем: «Б-г Всемогущий», но под именем Моим «Превечный» Я не открылся им» («Шмот», или «Исход», 6:3)
Постичь Творца
«И Я возьму вас к Себе в качестве народа, … И узнаете, что Я — Господь» (6:7)
Хотя эти два обещания, казалось бы, и говорят о разных вещах, однако на самом деле связаны между собой. Мы знаем, что Всевышнего (элокут) невозможно постичь человеческим разумом (сехель-эноши), как об этом сказано («Зогар»): «Человеческая мысль не способна постичь Творца абсолютно». И все же Творец может быть доступен нашему разуму, если Он сам пожелает раскрыть Себя посредством Торы, которая является средоточием Б-жественной мудрости, изложенной понятным нам языком, заповедей (доступных нам практических действий) — Б-жественной воли. Поэтому вначале Всевышний «забрал нас к Себе в качестве народа» — когда избрал еврейский народ и даровал ему Тору во время Синайского откровения. А уже потом, благодаря этому, Он стал доступен нашему познанию.
Сборник «Кедуш-Леви»
***
Тора и современность
По сообщениям прессы, в середине октября в московском районе Западное Бирюлево произошли массовые уличные беспорядки — крупнейшая националистическая акция в столице за последнее время. Сотни человек громили витрины торгового центра «Бирюза» и местную овощебазу, возводили баррикады и дрались с омоновцами. Конфликту предшествовало убийство Егора Щербакова, совершенное предположительно азербайджанцем Орханом Зейналовым. Против ОМОНа и представителей правоохранительных органов сплотились и воевали активисты националистических движений, футбольные фанаты и местные жители.
В The New York Times статья о событиях в московском Бирюлеве вышла под названием «Жестокие антимигрантские протесты потрясают Москву» и сопровождалась фотографией омоновца с разбитой головой.
***
Великая Содомская революция,
или Игры патриотов
«Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда — конец! а если нет, то буду знать» («Берейшит», или «Бытие», 18:21)
«Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый (…)
Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?!» (18:25)
**
Не приведи Б-г видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Это точное наблюдение принадлежит русскому офицеру Петру Гриневу, послужившему примером офицерской чести и верности долгу, который, по «странному сцеплению обстоятельств», оказался вовлеченным в события Пугачевского бунта конца XVIII века.
Все это невольно приходит на ум, когда читаешь репортаж о прошедших событиях в Бирюлеве. Уличная стихия — страшная сила. В последнее время мы могли наблюдать, как многие политические перевороты и революции начинались с таких вот стихийных погромов и неорганизованных (по началу) выступлений возмущенных граждан, а затем перерастали в нечто более масштабное (например, гражданская война в Сирии).
Но вот что удивительно: пример подобных массовых волнений и насилия мы находим в Писании. Более того, в главе «Берейшит», причем произошли они, что характерно, в Содоме. Там рассказывается о племяннике Авраама Лоте, который поселился в Содоме, поскольку это была весьма богатая и плодородная земля, как сказано («Берейшит», «Лех леха»: 13:10): «И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Иордана, что вся она напоена; до истребления Господом Содома и Гоморры была она, как сад Б-жий…» Его даже не смутили несправедливость и беззаконие, которые там царили, как сказано (13:13): «Жители же Содома были злы и весьма грешны пред Господом»*.
В связи с этим интересен сам повод для конфликта: жителям стало известно, что Лот принял у себя в качестве гостей пришлых людей, которые «понаехали». Причем принял их у себя по законам гостеприимства, которым он научился у своего праведного дяди Авраама. Но в Содоме гостеприимство порицалось и считалось едва ли не преступлением («Берейшит», «Ваера» 19:3): «Он же сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и пришли в дом его. Он сделал им пир и испек мацу, и они ели».
Поэтому жители той местности собрались вокруг дома Лота, чтобы разобраться с ним, а заодно и с его гостями, как сказано (19:4): «Еще не легли они, как городские жители — люди Содома — окружили дом, от отрока до старца, весь народ, от края до края». Напрасно Лот, который в то время был представителем местной власти, пытался их увещевать, призывая «не делать зла», как сказано (19:7): «И сказал Лот: братья мои, не делайте зла». Это только еще больше заводило погромщиков, которые кричали ему в лицо (19:9): «…Пойди прочь!» И еще сказали: «Этот жить пришел, а судить начал! Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними». И наступили они чрезвычайно на этого человека, на Лота, и подошли, чтобы выломать дверь».
Из дальнейшего повествования мы знаем, чем все это закончилось как для самого Лота, так и для жителей Содома. Если жители Содома «перевернули» все существующие нормы морали, то Всевышний в качестве наказания «перевернул» их самих, как сказано (19:25): «И уничтожил города эти и всю окрестность, вместе с жителями городов сих и с растительностью на земле». Так бесславно закончилась «Содомская революция», или «Содомский переворот» (магпехат-сдом) — кому как больше нравится.
Интересно, что перед этим Авраам «торговался» с Господом, пытаясь заступиться за жителей Содома. И если бы там нашлось хотя бы десять праведных людей, всего этого можно было бы избежать, как сказано («Берейшит», «Ваера» 18:32): «И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, и заговорю лишь этот раз: может быть, найдется там десять? И сказал Господь: “Не истреблю ради десяти„».
По всей строгости Ноева закона
Нас в этой истории интересует прежде всего ее моральный аспект. За что же в конечном итоге были наказаны жители Содома, помимо всех прочих грехов? Оказывается, это стало естественным следствием коллективной ответственности за участие в общем погроме! Но ведь очевидно, что в нем не могло принимать участие все население города. Оказывается, когда говорится, что все жители (в Торе — грешники) «окружили дом, от отрока до старца», то Писание имеет в виду не только личное участие, но и сочувствие и моральную поддержку погромщикам.
Жители Содома, пытаясь устроить самосуд, нарушили одну из семи заповедей Ноя, а именно ту, в которой предписывается устанавливать справедливые законы и создавать суды, в которых следует разбирать все спорные вопросы. Тот же, кто уже участвует в беспорядках и уличном насилии, а тем более устраивает самосуд, нарушает заповеди Писания и идет против воли Творца.
**
Очевидно, что все сказанное ни в коей мере не исключает того, что убийцу необходимо найти и наказать по всей строгости закона, независимо от его национальности и гражданской принадлежности, что также является требованием Ноева кодекса. Только сделать это должны сами власти, руководствуясь исключительно законом нашего государства.
__
*Устная традиция рассказывает, что в Содоме добродетель и помощь ближнему (в том числе гостеприимство) были наказуемы, в то время как воровство и насилие поощрялись.
**
Только цитаты
Из главы «Берейшит», «Ваера» (19:7–9)
«И сказал им Лот (местный начальник): братья мои, не делайте зла. Но они сказали: пойди прочь! И сказали: этот жить пришел, а судить начал! Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними. И наступили они чрезвычайно на этого человека. И подошли ломать дверь».
Из рассказа очевидцев событий в Бирюлеве
К митингующим подошел глава управы Западного Бирюлева Виктор Легавин и сказал: «Ребята, так не решим вопрос. Идите по домам». Но собравшиеся начали скандировать: «Уходи!» Глава управы попытался объяснять: «Граждане, работа велась…» «Может, тебя нужно убить, чтобы она быстрее велась?» — прокричали с задних рядов собрания. Потом больше сотни погромщиков разбили двери и ворвались внутрь, все круша на своем пути…
Из главы «Берейшит», «Ваера» (19:4)
«Еще не легли они, как городские жители — люди Содома — окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края до края».
Из рассказа очевидцев событий в Бирюлеве
Среди митингующих можно было наблюдать матерей с детьми и даже пожилых людей, которые участвовали в беспорядках.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!