Прогулки по «русскому» Талмуду
Вот и ханукальный сюжет среди прочего в трактате Таанит, к слову пришлось, тоже присутствует. Ну, положим, «ханукальный сюжет» — это слишком сильно сказано, но есть одна история времен вхождения Страны Израиля в империю Селевкидов. Даже две.
Общий исторический контекст. Император Антиох Епифан решил покончить с иудаизмом. Тут объявились маккавеи, освободили Иерусалим, освятили оскверненный Храм, и произошло чудо с маслом — об этом я говорить не буду, это и так всем хорошо известно.
История, рассказанная в трактате Таанит, относится к тем временам, когда Храм не был еще осквернен, но эллинистические оккупанты решили сделать так, чтобы жертвоприношения стали невозможны. Храм есть — на него никто не покушается, коэны и левиты на месте, а жертв нет. Достичь этого проще простого: перерезать коммуникации, по которым в Храм доставлялось все необходимое для жертвоприношений. Поставили блокпосты на дорогах и проверяли всех поднимающихся в Иерусалим — ну-ка, что у вас там в корзинах и повозках? Не для Храма ли? Если поразмыслить, проект с очевидной коррупционной составляющей, но в общем и целом это работало.
Вот история, как доставили в Храм первинки, то бишь первые плоды урожая.
«Как-то раз нечестивая власть решила погубить Израиль и запретила доставлять дрова для священнодействия и приносить первинки плодов в Иерусалим, и выставила караулы на дорогах... чтобы сыны Израиля не поднимались на праздники в Иерусалим. Что сделали благочестивые и богобоязненные люди этого поколения? Взяли корзины с первинками, сверху насыпали нарезанные смоквы и взвалили их и пест себе на плечи. И когда дошли до караульщиков, те сказали им:
– Куда вы идете?
Сказали они:
– Изготовить два круга сбитых смокв в ступе, которая перед нами, и при помощи песта, который у нас на плечах.
Когда миновали тех, то украсили корзины и принесли их в Иерусалим».
Комментарий рава Адина Штейнзальца
Два круга сбитых смокв — «фиги высушивают на солнце, и полученный инжир спрессовывают в большие формы. В результате получается большой тяжелый круг смокв».
В ступе, которая перед нами — «которая находится неподалеку отсюда».
Украсили корзины — «празднично, как было принято поступать с этими приношениями».
**
А вот еще одна, параллельная история: как доставили в Храм дрова. «Как-то раз нечестивая власть решила погубить Израиль и запретила доставлять дрова для священнодействия, и выставила караулы на дорогах... чтобы сыны Израиля не поднимались на праздники в Иерусалим. Что сделали благочестивые и богобоязненные люди этого поколения? Принесли бруски, соорудили из них лестницы, взвалили себе на плечи и двинулись в путь. Когда дошли до тех, то спросили их те:
– Куда вы идете?
Сказали им: «Доставать голубей из голубятни, которая перед нами, при помощи лестниц, которые у нас на плечах».
А когда добрались до Иерусалима, разломали лестницы и использовали как дрова для священнодействия».
Надо полагать, герои двух этих историй — одни и те же люди. Рассказ о них завершается сентенцией из Мишлей (Притч): «Память о праведниках благословенна» (10:7).
«Тащившие смоквы», «кромсавшие инжир», «сыны лестничные» — эти выражения в талмудической культуре вышли за рамки сюжета, стали нарицательными: так говорят о людях благочестивых.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!