Монументальное зрелище
В тель-авивском Музее диаспоры впервые экспонируется цикл из четырех масштабных полотен художника Моше Розенталиса — «Исход из Египта», «От инквизиции до репатриации в Эрец Исраэль», «От Войны за независимость до освоения Негева» и «Иерусалим». Эти произведения выполнены в жанре монументальной живописи. В свое время заказ на осуществление этого проекта художник получил от бизнесмена Шауля Айзенберга. Когда работа была завершена, полотна разместили на стенах конференц-зала в здании «Бейт Асиа» в Тель-Авиве, в которое нет свободного доступа.
Моше Розенталис родился в 1922 году в Литве, учился в еврейской школе, а художественное образование получал в академиях Каунаса и Вильнюса. Когда грянула Великая Отечественная война, пошел на фронт и был тяжело ранен на Курской дуге. Его наградили несколькими орденами и медалями. В Израиль Моше приехал в 1958-м. Полностью посвятил себя живописи с 1965 года, занимаясь ею в ателье, оборудованном в Цфате, и в мастерской в Яффо, в старом порту. На исторической родине художник жил и творил полвека, соединив традиции реализма с современными веяниями.
Работы Моше Розенталиса с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, США, Канаде и в других странах. А в Израиле он учил студентов в академии «Бецалель», в университетах Тель-Авива и Бар-Илана, в колледже Ратат ха-Шарона и в своей студии в Яффо, которая ныне носит имя «Бейт Розенталис». Дважды художник был удостоен премии имени Шолом-Алейхема «За достижения в пластических искусствах». После его ухода из жизни в августе 2008 года сын Моше — Авнер — стал его историком и биографом. Он превратил яффскую мастерскую в галерею, где теперь постоянно экспонируются работы Моше Розенталиса и организуются сменные выставки произведений других израильских художников.
Один из показов картин Розенталиса получил название «1000 лиц», подчеркивая многоликость его творческого наследия. Но при этом старейший и наиболее плодовитый израильский художник во всех творениях сохранил верность основным принципам, которые были положены им в основу творчества.
Что касается экспозиции в Музее диаспоры, очевидно, что работы цикла Розенталиса «История народа Израиля» — это плоды талантливой реализации грандиозного замысла, ставшие одной из вершин творчества художника. Первая публичная демонстрация эпических полотен — важная веха в судьбе этих произведений. К выставке организаторы выпустили цветной двуязычный каталог. А затем монументальные полотна станут постоянной экспозицией. Нет никакого сомнения в том, что полотна Моше Розенталиса на темы иудейской истории станут достойным вкладом в музейную экспозицию, начало которой положил Всемирный еврейский конгресс.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!