Тора и современность
Начало изучения 1-й Книги Торы — «Берейшит», или «Бытие»
Глава «Берейшит»
«Вначале сотворил Б-г небо и землю» («Берейшит», или «Бытие», 1:1)
Путь к Древу жизни
До сих пор не утихает спор о соотношении Торы и морали: может ли быть по-настоящему моральным человек без веры и религии и всегда ли стоит ожидать от религиозного человека порядочности в бытовых вопросах? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, как всегда, начнем с «Берейшит», т.е. с самого начала.
**
«…И дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла»
(«Берейшит», или «Бытие», 2:9)
«…И поставил на востоке у Эденского сада ангелов и лезвие меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни» (3:24)
Предисловие
Древо жизни (эц-га-хаим), по преданию, находилось в самом центре Эдемского сада (ган-эден). Если так, то какой особый путь нужен был, чтобы добраться до него? Все дороги так или иначе вели к нему. Оказывается, все обстояло не так просто. Слова Торы, как известно, многозначны. Слово «путь» (дерех) в еврейской устной традиции ассоциируется с понятием «дерех-эрец», что можно приблизительно перевести как «общепринятые нормы поведения», «правила морали», которые стихийно сложились в человеческом обществе еще в глубокой древности. В Талмуде говорится, что если бы Тора не была дана (не дай Б-г!), то мы бы учились скромности поведения у кошки, а о недопустимости воровства узнали от муравья и т.д.
А Древо жизни (эц-га-хаим) — это, конечно же, наша Тора, Б-жественная мудрость, универсальный источник духовных сил. Отсюда напрашивается вывод, который делают наши мудрецы: правила морали и нормы общежития, возникшие в человеческом обществе, предшествовали дарованию Торы с ее заповедями, которые дают нам четкие законы и устанавливают границы дозволенного, но уже на этот раз установленные самим Творцом.
Таким образом, нормы поведения можно считать своеобразным предисловием и прологом к Торе — тем путем, который ведет к серьезному соблюдению. Ведь предисловие к книге обычно кратко знакомит нас с ее основным содержанием. Так же и в наше время: по тому, насколько достойно ведет себя религиозный человек в повседневной жизни и насколько он порядочен в отношениях с окружающими, можно судить, насколько он благочестив и продвинут в изучении Торы. Ведь Тора — это не отвлеченная схоластика, а практическая инструкция и указание для каждого из нас, как правильно вести себя, поэтому она должна определять наше поведение в повседневной жизни и в общении с другими людьми.
На основе комментария рабби Мендела из Коцка
Праздник Хай-Элул
Хай-Элул, или 18 элула
(в этом году 24 августа)
День рождения двух светочей еврейской религиозной мысли: р. Исроэля Баал Шем Това (1698–1760), основателя хасидского движения, и р. Шнеура Залмана (Алтер Ребе, 1745–1812), основателя движения «Хабад Любавич»
Дай леках!
«Ибо хорошее учение (леках) даровал Я вам — Тору Мою не оставляйте» («Мишлей», или «Притчи», 4:2)
Существует старый хасидский обычай, который восходит еще к эпохе Баал Шем Това: в канун Йом Кипур просить у цадика кусок традиционной медовой коврижки — леках. Кто сказал «просить»?! Нет, когда речь заходит о Торе, хасиды не церемонятся, скорее, наоборот. Они не просят, а именно требуют, причем довольно бесцеремонно: «Дай леках»!
Однако Баал Шем Тов воспринимал такое поведение как должное и давал им леках со словами: «Я даю тебе леках, а Всевышний пусть пошлет тебе хороший год». А Ребе РАШАБ желал при этом еще «сладкого года» (а-зис йор).
Как известно, леках — сладкая медовая коврижка, традиционное еврейское блюдо. Но в данном случае имеет место своеобразная игра слов: «леках» происходит от глагола «лакахат» — «брать», что означает одновременно и принимать подарок, и приобретать знания. Поэтому слово «леках» также имеет еще одно значение: «урок, наставление».
Так хасидская традиция соединила в одном простом обычае и духовное и материальное. А ведь вкусно получилось!
Праздник святых еврейских книг,
или «Дидан ноцах» 2.0
13 июня президент России Владимир Путин посетил Еврейский музей и центр толерантности, где познакомился с работой нового специализированного библиотечного отдела, имеющего статус филиала Российской государственной библиотеки. Нынешним летом в это хранилище была передана первая партия книг и рукописей из библиотеки 6-го Любавичского Ребе, р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Начата работа по выявлению и передаче остальной части коллекции.
Главный раввин России р. Берл Лазар напомнил собравшимся слова 7-го Любавичского Ребе (р. Менахема-Мендла Шнеерсона) о том, что настанет день, когда книги из библиотеки будут переданы еврейской общине с улыбкой. «Так и произошло сегодня, и для всех нас это важнейший праздник. Сегодня мы стали свидетелями того, как сбываются слова наших учителей. В этот радостный день мне от всего сердца хочется поблагодарить Владимира Владимировича за ту помощь, которую он оказывал во всех вопросах, связанных с библиотекой», — отметил главный раввин России.
Продолжая поднятую Берлом Лазаром тему, Владимир Путин сказал, что благодаря рухнувшим идеологическим установкам «мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой. Я всех нас поздравляю с этим событием».
По мнению движения «Хабад», передача части библиотеки Шнеерсона хасидской общине России — это первый и важный шаг по воссоединению всех книг, как этого хотел 7-й Любавичский Ребе.
Благословен воздающий добром
Когда человек освобождается и выходит после ареста на свободу*, прежде всего он должен поблагодарить за свое освобождение Творца этого мира. Поэтому как только представится такая возможность, во время чтения Торы в синагоге он произносит благословение «га-гомэль»: «Благословен Царь этого мира, который воздал мне добром». Это благословение произносит каждый, кто вышел на свободу, независимо от причины ареста. Это же благословение произнес в свое время и Ребе РАЯЦ, чье чудесное спасение произошло 3 тамуза, а потом уже окончательное освобождение — 12 и 13 тамуза.
Но оказывается, что за решеткой могут оказаться не только праведники и святые учителя, но и… святые книги! Именно так случилось со знаменитой библиотекой предыдущего 6-го Любавичского Ребе — рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона. В его библиотеке были собраны святые книги и рукописи многих наших праведных учителей и великих раввинов — всего более 12 тысяч томов! Так получилось, что эти книги разделили печальную судьбу всех евреев России. Часть этой бесценной коллекции Ребе вынужден был оставить в Советской России и передать (на временное хранение!) в фонд Румянцевской библиотеки (потом ее переименовали в Ленинскую). Правда, когда эти книги забрали у Ребе, никто не потрудился их пересчитать, а поступили проще: взвесили все книги, как мешки с картошкой. Получилось несколько сотен пудов еврейской мудрости (точнее — 411 пудов). Эти книги до недавнего дня пылились в запасниках и книгохранилищах. Еще одна часть книг была вывезена в Германию во время оккупации. По окончании Второй мировой войны эти книги были возвращены и приобщены к находившимся в России.
«Дидан ноцах» № 1,
или Б-же, благослови Америку!
Часть своей бесценной библиотеки предыдущему Ребе с превеликим трудом все-таки удалось вывести с собой в Америку. Однако на этом история святых книг не заканчивается. Уже после кончины Ребе РАЯЦА, когда его зять и преемник стал главой Любавичского движения, нашелся родственник, который предъявил свои права на библиотеку как… законный наследник 6-го Ребе! Ситуация была непростая: по законам США он действительно мог претендовать на эти книги, которые были для него не более чем источником наживы. На долю 7-го Любавичского Ребе достались тяжелые переживания за судьбу этих бесценных книг. Его жена, ребецин Хая-Мушка, выступила с показаниями перед камерой в качестве свидетеля, ведь речь шла о библиотеке ее отца! Эту запись показали судье. Из увиденного стало очевидно, что библиотека принадлежала отцу ребецин и хасидам.
5 тевета 1987 года состоялось заседание Федерального суда США, который принял историческое решение: «Любавичская библиотека и все входящие в нее книги является национальным достоянием и должна принадлежать не одному частному лицу, пусть даже еврею, обладающему правами наследства, а всем хасидам. Поэтому ее следует передать руководству общины Любавичских хасидов».
«Дидан ноцах! Наша взяла», — воскликнул Ребе, когда узнал о решении суда, и объявил этот день Днем еврейских святых книг (сифрей-кодеш).
Цена одной улыбки
От улыбки хмурый день светлей.
(Из детской песенки)
Однако судьба книг, которые находились в далекой России, по-прежнему оставалась неясной. С началом демократических преобразований в РФ Ребе снова активизировал свои усилия (которые на самом деле никогда не прерывал), направленные на вызволение «национализированных» книг. Сюда были направлены полномочные представители Ребе — посланники (шлухим), которым было поручено заниматься этим непростым делом, и среди них — раввин Ицхак Коган. Эта невидимая борьба за наследие Ребе не прекращалась ни на минуту. Иногда казалось, что победа уже близка, но в последний момент по каким-то непонятным причинам снова все расстраивалось. И вот теперь вторая часть этой бесценной библиотеки, спустя почти век, вернулась наконец к своим законным хозяевам — всем Любавичским хасидам. А можно сказать проще — главе поколения, Любавичскому Ребе.
Этим настоящим чудом мы обязаны нашему Ребе, который ни на день не оставлял своим вниманием судьбу святых книг. Важную роль в этом сыграли посланники Ребе, наделенные духовными и юридическими полномочиями: р. Ицхак Коган, которому Ребе лично поручил заниматься возвращением библиотеки. И конечно, президент России, который, по его собственному выражению, «поставил окончательную точку в этом вопросе».
В свое время Ребе отказывался от любых компромиссных вариантов, которые ему предлагали, подчеркивая, что книги должны вернуться к своим законным хозяевам только законным же и официальным путем. «Придет день, — повторял Ребе, — когда их отдадут, и отдадут с улыбкой». Именно этот факт подтвердил президент страны во время торжественной передачи первой партии книг.
Соломоново решение
Главный раввин России р. Берл Лазар в своей речи назвал решение, принятое президентом В.В. Путиным, соломоновым. Соломоново решение, как известно, заключалось в том, чтобы… поделить ребенка, на которого претендовали две женщины (одна из них — его настоящая мать), пополам. В результате законная мать отказалась от своих прав, лишь бы ее дитя осталось в живых, в то время как ее соперница была готова согласиться на подобный «раздел имущества».
_____
*Это благословение произносят также те, кто благополучно пересек значительное водное пространство или пустыню, излечился от тяжелой болезни или счастливо избежал смертельной опасности.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!