«Дом музыки»
Это было счастливое начало долгого соавторства и дружбы. Много автографов могло бы остаться на разных музыкальных сборниках, автором которых был Ростислав Бойко, но как-то не принято дарить совместные работы друг другу. А еще интересно было бы увидеть свои автографы на разных изданиях, которые за жизнь подарил друзьям, соавторам, художникам-иллюстраторам, да и просто знакомым людям. Это был бы удивительный дневник встреч, настроений, памятные заметки прошедшего времени. Но это неосуществимое желание.
Ростислав Бойко был человеком не успокоившимся, ищущим и созидающим. Дом музыки он создавал не для себя — это не слова — так строилась вся его жизнь. Вот очень наглядный пример. В конце 1960-х он заведовал редакцией «Музыка для детей и юношества» (кажется, она так называлась) в издательстве «Советский композитор». Должность эта неспокойная и хлопотная, но она дала ему возможность осуществить некоторые свои идеи, одной из которых было издание «Гусельки». Ростислав Григорьевич сам придумал это название, оказавшееся удачным, привлекательным и емким.
С первого выпуска этот музыкальный журнал для самых маленьких стал таким популярным, что шел нарасхват. И родители, и детсадовские работники, воспитатели, музыкальные руководители — все искали выпуски «Гуселек» и пользовались ими ежедневно. Почему? Яркие иллюстрации, известные композиторы и поэты, песни, стихи, загадки, сюиты и музыкальные сказки — «что угодно для души!» И еще — материалы для воспитания малышей, возможность прививать им настоящий художественный вкус на современном материале.
Сначала Ростиславу Григорьевичу приходилось звонить авторам и предлагать принять участие, написать специально для «Гуселек», именитых и очень занятых уговаривать, самому приходилось собирать материал и составлять выпуски, но очень скоро начался поток желающих принять участие. Образовался солидный редакторский портфель, а в нем клавиры и стихи выстраивались в очередь… Почему так подробно об этом? А вот если бы была машина времени, которая перенесла в те годы сусловщины, стало бы совершенно ясно: не было ничего сравнимого с этим изданием для малышей. И не стоит даже объяснять почему! У этих сборников был совершенно другой, не зашоренный, не идеологизированный стиль, свободное дыхание и много талантливого, нового.
Успех произведения часто зависит от посыла, начала побуждения души. Бойко отлично знал это, а главное — умел пригласить и настроить авторов на работу, интуитивно и безошибочно определял, «кто» и «что». Ошибался он редко. Жаль, что многие, кому он открыл дорогу, отнеслись к этому, как к должному, не поняли, как повезло им встретить на пути такого селекционера, бессребреника и, в хорошем смысле, идеалиста.
Нам в школе на уроках физики преподали третий закон Ньютона, помните? Про действие и противодействие… жаль, что его часто можно было обнаружить в жизни той поры. Чиновники от искусства хорошо умели гасить людей и «не пущать». Еще страшнее было, если такой ревнитель-завистник оказывался внутри коллектива, редакции. Сколько произведений не написал композитор Бойко, потому что редактор Бойко вынужден был тратить свое время, силы и нервы на борьбу за существование издания, так нужного всем: оригинального, интересного, доступного и во многом по уровню — вне конкуренции.
Не место рассказывать здесь о закулисной борьбе, а на самом деле борьбе за право иметь свой голос, невзирая на подлость, клевету, доносы и… зависть. А голос у Ростислава Бойко был свой, узнаваемый. Его хоровое письмо можно сравнить с горным прозрачным воздухом, и чем больше и глубже дышишь им, тем сильнее не хочется покидать эту атмосферу искренности, чистоты и интеллигентности.
Вся грязь унесена временем. Сборники «Гусельки» остались. Вообще у таких изданий срок жизни короткий. Новое время, новые возможности, красивые интересные проекты — в них видны те черты и принципы, которые тогда, давно, появились в «Гусельках». Цены сейчас кусаются, но… выпуски «Гуселек» не исчезли из обихода. И не только сохранились в семьях, библиотеках. И в Интернете их ищут и даже предлагают как букинистические издания. А такое случается далеко не со всеми изданиями такого разряда.
Нет у меня ни одного выпуска «Гуселек» с автографом Ростислава Григорьевича. Но он был во всем оригинален. Я никогда бы не подумал, что можно пригласить фотографа домой. Любительские снимки, фотографы-журналисты на концертах, спектаклях, соревнованиях, но не домой. А как оказалось здорово, что Слава Бойко это делал. И свой автограф он написал специально на фотографии одной из страниц сборника наших хоров. У меня за всю жизнь такого автографа больше не было. Оригинально и памятно. Его словам нельзя не верить, да и почему не верить?! Неужели теперь искренность только в Красной книге?
Хорошо, что память не все теряет, не все тонет в Лете, а время умеет проявлять лучшее на непрерывной ленте дней…
Михаил САДОВСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!