Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 30 мая 2013
 2837

Глава «ШЛАХ» «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Канаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их, отправьте главных из них» («Бемидбар», или «Числа», 13:1) «Только против Б-га не восставайте...» (14:15) На первый взгляд, в словах соглядатаев, или лазутчиков (мераглим), которых послал Моше, не прозвучал прямой вызов Всевышнему, они лишь изложили факты, одни только факты и ничего, кроме фактов. И тем не менее реакция со стороны двух посланников — Иегошуа бин Нун и Калев бен Иефуне, которые остались преданы своему Ребе,  — Моше была резкой: «Только против Б-га не восставайте!» Почему? Ведь, казалось бы, они и не думали «восставать против Б-га»? Дело в том, что уже один только страх перед великанами и укрепленными городами можно расценивать как знак сомнения в абсолютной власти Творца. Когда искренне полагаются на Всевышнего, нет места страху перед людьми. Об этом сказал Псалмопевец (118:6): «Если Б-г за меня, не убоюсь, что сможет сделать мне человек!» Рабейну Бхая

«А стан колена Дана замыкал все войско...» (10:25)
Адмур (духовный лидер и предводитель хасидского движения) рабби Михл из Злочева имел обыкновение долго готовиться к молитве. Когда он начинал молиться, бывало поздно, и большинство молящихся к тому времени уже давно закончили свои молитвы. Однажды он заметил по этому поводу: «Колено Дана не просто замыкало весь строй. Оно подбирало и возвращало все потерянные вещи, которые теряли евреи из других колен, шедших впереди. Так же и я «поднимаю» все те поспешные и торопливо произнесенные слова молитв, которые были прочитаны до меня».
Из сборника «Шаар-га-Хасидут»

Наш комментарий
Продолжая мысль праведного рабби Михла из Злочева, можно сравнить наше поколение с коленом Дана*, которому выпало быть замыкающим в череде поколений, подбирая все те искры святости, которые были потеряны евреями предыдущих поколений, и завершить ход всей еврейской истории.
______
* Особенно если вспомнить обычай в начале весны читать отрывок о жертвоприношениях глав колен во время обновления Мишкана, после которого произносится молитва (еги-рацон) со словами: «Если же я, твой слуга, отношусь к данному колену…». Таким образом, оказывается, что все колена взаимосвязаны и в каждом из нас есть частица из другого колена.

Глава «Корах»
«И отделился Корах, сын Ицгара, сына Кегата, сына Леви…» (16:1)
«Ибо вся община — одни святые (люди), и в их среде (обитает) Всевышний, и почему вы возноситесь над собранием Б-га?» (16:3)

В этих словах заключалась главная претензия Кораха, суть которой в том, что хотя Моше и вывел еврейский народ из Египта и получил Тору на Синае, и до этого момента он, безусловно, по праву считается главой народа, однако теперь, когда у нас есть Тора и заповеди, а весь народ поднялся до уровня святости (кедуша), больше нет необходимости в подобном лидере. Ведь каждый еврей связан с Б-гом, и в каждом есть «частичка Б-га свыше» — Б-жественная душа. Поэтому у Моше и Аарона нет никаких оснований возноситься над остальными!
Ошибка Кораха заключалась в неправильном понимании роли праведника. В еврейской традиции праведник (цадик) — это прежде всего посредник, который выполняет роль духовного канала, связывающего еврейский народ с Творцом. Поэтому даже великие мудрецы нуждались в духовной связи с праведником поколения (цадик-га-дор) и в его духовной поддержке. Как водоем, даже до краев наполненный водой — Торой, если его отделить от источника, со временем обмелеет, а вода в нем протухнет. Именно про таких праведников сказано («Мишлей», или «Притчи», 10:25): «Цадик — основа мира».

Глава «Хукат»
«Вот особенный закон Торы, который заповедал Г-сподь ...» (19:2)
«Корова без порока, у которой нет изъяна, на которую не возлагалось ярмо» (19:2)

Если кто-то чувствует себя совершенным и непорочным, это верный признак того, что он еще не начал по-настоящему «возлагать на себя ярмо», т.е. служить Всевышнему, поскольку служение в еврейской традиции принято называть «ярмом Торы и заповедей» (оль-тора). А тот, кто хорошо знает свои обязанности перед Творцом и всю меру своей ответственности перед Ним, не может не замечать и своих недостатков.
Рабби Яков-Ицхак из Люблина

Глава «Балак»
«И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль с эмореями» (22:2)
Жить — как гой, а умереть — как еврей
Часто, рассуждая, казалось бы, вполне здраво и логично, мы, сами того не подозревая, невольно повторяем чужие ошибки и следуем «советам» великих грешников прошлого
Во время визита (ехидус) к рабби Иегошуа из Бельза один еврей в порыве религиозных чувств воскликнул: «Эх, дай мне Б-г хотя бы умереть евреем!»
Праведник не дал ему продолжить и прервал гневными словами: «И это просит еврей, соблюдающий Тору и заповеди?! Так в свое время выразился злодей Билам, который обратился к Господу со словами (23:10): «Пусть умрет душа моя смертью праведных!» Так ты хочешь, прожив всю свою жизнь, как настоящий гой, умереть праведным евреем?! Нет, мы должны всеми силами стремиться жить, и жить, как подобает евреям!»

«Итак, пойди, прошу, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня» (22:6)
Есть известная еврейская пословица: «Всякий, кто благословляет ближнего, да будет сам благословен». Однако в известном смысле верно и обратное: наши проклятия (не дай Б-г!) могут вернуться к нам назад… А примером может служить история Моавского царя Балака из этой главы.
Когда Балак просил Билама проклясть сынов Израиля, он выразился так: «Прокляни ради меня», что можно буквально понять: «Прокляни меня». Как известно, именно так в конце концов все и случилось.
Из этой истории можно сделать простой вывод, насколько надо быть осторожным и внимательным в своих словах, когда заходит разговор о другом человеке, чтобы не сказать ничего плохого.
Шло-га-Кодеш

Глава «Пинхас»
«И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них…» (25:10-11)
Интересно, что главы «Хукат» и «Балак» часто оказываются соединены и читаются вместе. То же самое можно сказать относительно глав «Матот» и «Масей». А вот глава «Пинхас» всегда изучается отдельно от других. Четвертый Любавичский Ребе — рабейну Шмуэль (МАГАРАШ, конец XIX века) — еще в детстве дал этому наглядное объяснение: «Это потому, что у Пинхаса был нетерпимый и жесткий характер. Кому захочется оказаться с ним рядом…»

«Да назначит Господь Б-г, дающий душу всякой плоти, мужа над этой общиной» (27:16)
Большинство полагает: раз сами поколения мельчают, то и главы поколений тоже подвержены этой тенденции. Но на самом деле это не так. Истина как раз состоит в обратном: чем ниже духовный уровень поколения, тем более выдающийся наставник для него требуется. Это можно сравнить с больным (не дай Б-г!): чем серьезней заболевание, тем более знающий и авторитетный доктор требуется для лечения.

3 тамуза — день Ребе
(в этом году — 11 июня)
Кончина праведника

«И пришли сыны Израиля — вся община — в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадеш, и умерла там Мирьям, и там же была погребена» («Бемидбар», 20:1)
3 тамуза — день, связанный с двумя великими людьми нашего поколения, чья деятельность во многом предопределила ход событий в XX веке. Речь идет о предыдущем Любавичском Ребе — рабби РАЯЦе (р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон, 1880–1950), главе поколения, и о его зяте и преемнике — Любавичском Ребе (1902–1994), который и поныне остается для нас духовным лидером. Эта дата совпала с недельной главой, в которой также описывается кончина сразу двух праведников: пророчицы Мирьям и первосвященника Аарона. А как известно, суть любого явления и события мы должны искать в Торе, особенно если эти даты и события связаны с конкретной недельной главой.
Поскольку «Тора вечна», все сказанное в главе (и в целом в Торе) мы по праву можем отнести к нашему поколению. Тем более что в самой главе есть прямое указание, что речь идет о вступлении в Канаанскую землю. Хотя вначале ясно сказано: «…и пришли сыны Израиля», однако Тора находит нужным уточнить, что речь идет обо всей общине (коль-га-эда). Раши поясняет, что к тому времени уже умерли все обреченные на смерть в пустыне (за грех, связанный с «разведчиками»). Тем же, кто остался, предстояло войти в Святую землю. Другими словами, это было уже новое поколение — поколение Избавления, которое подошло к границам земли Израиля: «…моавским степям, по ту сторону Иордана, возле Иерихона» (22:1).

Кончина праведника и рыжая телица
Комментаторы задаются вопросом: почему раздел, посвященный описанию кончины Мирьям, расположен непосредственно после раздела о жертвоприношении рыжей телицы (пара-адума)? И отвечают: эта последовательность учит нас, что подобно тому как жертвоприношение рыжей телицы искупает грех, так и кончина праведников искупает прегрешения поколения (трактат «Моэд Катан», 28-а).
Кончина праведника пробуждает высшую категорию высшего Милосердия (рахамим-рабим), т. н. «тринадцать качеств Милосердия», и оказывает влияние на судьбы всего поколения — «Творит спасение посреди земли» («Псалмы», 74:12). Выражение «посреди земли» указывает на то, что это «спасение» (ешуа) ощущается отнюдь не в высших, духовных мирах, а в нашем материальном мире и в самом буквальном смысле слова. И его воздействие так велико, что способно исправить самые тяжкие грехи, даже если они были совершены осознанно и со злым умыслом. Подобно тому как пепел рыжей телицы очищает от самой сильной нечистоты, связанной с мертвым телом. Это воздействие схоже с раскаянием (тшува), которое способно при определенных обстоятельствах даже грехи обратить в заслуги.
Хотя после смерти душа праведника и покидает этот мир, возвращаясь к своему источнику, однако результаты его деятельности, его учение и его служение, которое он осуществлял в течение всей своей жизни, продолжают ощущаться нами в этом мире, причем даже еще сильнее, чем при его жизни. И хотя «смерть праведника тяжела для Всевышнего, как разбиение Скрижалей», однако спустя некоторое время после разбиения первых Скрижалей нам были дарованы вторые Скрижали, которые в конечном итоге уцелели и не были разбиты. А сразу после этого дарования нам было дано повеление строить первый, передвижной Храм – Скинию (мишкан). Таким образом, мы убеждаемся, что истинный, конечный смысл всех этих событий, несмотря на внешний трагизм, заключается в том, чтобы не отнять, а дать, не уничтожить, а исправить, не опустить, а поднять и вознести.

Ребе с нами!
Таков же скрытый смысл и даты 3 тамуза: Ребе не покинул нас (не дай Б-г!), он сделал все, что в его силах, чтобы приблизить приход Мошиаха, и даже его видимый уход — это продвижение вперед, как недвусмысленно указывают нам все события главы «Хукат». После 3 тамуза он продолжает «творить спасение посреди земли». И это спасение (ешуот) приближает полное и окончательное Избавление, которое наступит, когда придет наш Мошиах, который отстроит третий Храм и совершит последнее, десятое жертвоприношение рыжей телицы. Скоро, уже в эти дни!

Мой скорый поезд
(К 12–13 тамуза – празднику Освобождения Ребе РАЯЦа, в этом году 20–21 июня)
Один и тот же сон
мне повторяться стал.
Мне снится, будто я
от поезда отстал.
Один в пути на станцию ушел,
А скорый поезд мой пошел,
пошел, пошел…

Юрий Левитанский

«И дым отечества нам сладок и приятен» — все так. Только вопрос: какой дым? И какого отечества? Например, для хасидов нет иного отечества, кроме их Ребе.

Осень 1927-го, перрон Московского вокзала в Ленинграде. Шестой Любавичский Ребе — рабби РАЯЦ — вынужденно покидает Советскую Россию — страну, где прошла важная часть его жизнь, полная самоотверженного служения, где остались могилы его святого отца, 5-го Любавичского Ребе – рабби РАШАБА, и святых предков, где ему довелось пережить арест и буквально чудом избежать худшего, страну, в которой он в силу обстоятельств должен оставить тысячи преданных ему хасидов. Последние минуты — и кто знает, доведется ли хоть кому-нибудь из многочисленных провожающих увидеть своего Ребе хотя бы еще раз в этой жизни?
Конечно, бдительные органы позаботились, чтобы на перроне не было «посторонних». Но если речь идет о проводах Ребе, то хасиды уж точно не могли считать себя «посторонними»! И если не удается законным путем, то всегда остается старый, проверенный способ.
Уже издалека можно было наблюдать оттопыренные карманы сотрудников органов и доблестной милиции, набитые до отказа купюрами разного достоинства. Но чего стоят все эти бумажки, когда взамен хасид может получить бесценную возможность еще раз увидеть Ребе! Как сказано у пророка: «И глаза твои да будут лицезреть Учителя твоего».
Казалось, в этот день на перроне собрались все евреи Ленинграда. Да что там Ленинграда — всей необъятной России. Хасиды толпились, отчаянно пытаясь протиснуться вперед. Один хасид с маленьким сыном подоспел в последний момент. Прорваться к поезду уже не было никакой возможности. Все карманы давно уже были набиты, да и на перроне просто физически не осталось свободного места. К тому же и поезд уже начинал трогаться, постепенно набирая ход. Все эти обстоятельства могли смутить кого угодно, но только не хасида. И вот уже ребенок, поднятый отцовскими руками, взлетел над морем шляп и картузов.
«Ну что, ты видишь Ребе?» — с надеждой спросил отец.
«Нет, папа, — грустно признался сын. — Не вижу».
«А что, что ты там видишь? Смотри, смотри…» — допытывался отец.
«Только дым от паровоза, папа, и больше ничего». — «Ничего?! —
изумился хасид. — Смотри хорошенько и запомни: это дым от поезда, на котором уехал Ребе…»

Другой еврей, живший примерно в то же время, — поэт Юрий Левитанский, написал такие проникновенные и точные строчки, созвучные, как будто сам присутствовал там, на ленинградском перроне:
Мне нужен этот снег,
мне сладок этот дым.
Встающий высоко
над всем пережитым.
И я хочу за ним бежать — и не могу.
И все-таки сквозь сон мучительно бегу.
И в замкнутом кругу
сплетающихся трасс
Вращение земли перемещают нас.


И пусть правнуки этого ребенка удостоятся наблюдать, как к перрону прибывает состав, из которого сойдет наш праведный Мошиах!



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции