Тора и современность
В этом году две главы — «Бегар» и «Бехукотай» — читают вместе Главы «Бегар»и «Бехукотай» Глава «Бегар» — «На горе» «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше, на горе Синай» («Ваикра», или «Левит», 25:1) В этой главе излагают законы так называемого субботнего года, или года шмиты (каждый седьмой год пятидесятилетнего цикла), когда еврею запрещена любая сельскохозяйственная деятельность на территории земли Израиля. Каждый пятидесятый год этого цикла объявляется «юбилейным», или йовель. Если еврейский народ на территории Земли Израиля будет соблюдать законы года шмиты и юбилейного года, Тора обещает нам, что «Всевышний пошлет свое благословение на землю Израиля».
«Ибо пришельцы и поселенцы вы у Меня» (25:23)
Казалось бы, «пришельцы» и «поселенцы» — это противоположные понятия, почему же здесь они упоминаются вместе, через запятую? Дело в том, что чем больше человек чувствует себя в этом мире пришельцем, тем в большей степени Всевышний приближает его к себе, как сказано: «поселенцы вы у Меня».
Рабби Борух из Меджибуж
Глава «Бехукотай» — «По законам Моим»
«И будете есть детей ваших...» («Ваикра» 26:29)
Это на первый взгляд страшное проклятие из нашей недельной главы, как и все прочие проклятия в Торе, в будущем (теперь уже недалеком) обернется неожиданным благословением. И наступит время, когда родители будут кушать «мясо своих сыновей» (таков дословный перевод слов Торы) — угощаться за их столом, не опасаясь за кошерность подаваемого мяса.
Начало чтения четвертой книги — «Бемидбар», или «Числа»
4-я книга Торы «Бемидбар»
Глава «Бемидбар» —«В пустыне»
«И каждый под знаменем своим, по знакам отчих домов их…» (2:1)
«Знаки отчих домов» — это те ориентиры в жизни и нормы поведения, которые оставили нам «Отцы» — наши Патриархи и Учителя. Именно они должны служить нам указателями, которым мы следуем в нашей повседневной жизни.
«Сфат Эмете»
Праздник Шавуот
(15 и 16 мая - 6 и 7 сивана)
Глава «Насо» — «Исчисли сынов Гершона»
«А посвященное (святое) от каждого человека — пусть принадлежат ему» (5:10)
Этими словами из этой главы как-то раз ответил Ротшильд, когда его спросили о размерах его состояния. Этим он хотел сказать, что лишь то, что относится к «посвященному» на святые нужды — то, что человек жертвует на благотворительные цели (цдака), — можно считать по-настоящему принадлежащим ему имуществом и его истинным достоянием, а не сколько добра и наличных денег он имеет в настоящий момент.
Сборник «Даат хахамим»
Путь к Б-гу лежит через желудок?
Один хасид пришел к своему Ребе и сказал, что он много постится, чтобы очистить себя и духовно возвыситься. На это Ребе ему ответил, что он не понимает, почему из всего своего тела он выбрал именно желудок как путь к самосовершенствованию. Вместо того, чтобы ограничивать потребности своего желудка, он мог бы, например, заставить свой рот говорить меньше слов, лишенных смысла и злословия, глаза — меньше глазеть на запрещенные вещи, уши — не прислушиваться к пустословию. Такой «аскетизм» и «изнурение плоти» помогли бы не меньше!
Глава «Бегаалотха» — «При зажигании светильника»
«Почему мы оказались лишены...» («Бемидбар», 9:7)
Речь идет о тех, кто не смог принести пасхальную жертву в срок — 14 нисана, после полудня. С одной стороны, кто не успел, тот опоздал, и ничего с этим поделать нельзя. Но часть евреев не смирилась с упущенной возможностью выполнить важное предписание Торы и обратилась за советом к Моше. «Святое» упрямство этих евреев было вознаграждено: Всевышний дал им еще один шанс принести пасхальную жертву — «второй Песах», который наступает ровно через месяц — 14 ияра. Это уникальный случай во всей Торе, когда Всевышний по требованию самих евреев трансформировал закон Торы!
Таким же будет Избавление в конце времен: евреи упрямо, всем сердцем будут просить и даже требовать Мошиаха, и тогда он в конце концов придет!
Рабби Шломо Коэн из Радомска
Путь мужчины к сердцу девицы
«Три вещи сокрыты для меня, а четыре я не знаю: путь орла в небе, путь змея на скале, путь корабля среди моря и путь мужчины к сердцу девицы» («Притчи», 30:18–19)
По всем вопросам в жизни у хасидов один адрес: Ребе. Будь то проблемы со здоровьем, необходимый совет в бизнесе или сложная жизненная ситуация. И конечно, сюда же относится поиск достойной спутницы жизни.
Как мы знаем, наша цель в служении (по крайней мере, согласно философии Хабада) добиться того, чтобы наше сердце, т. е. чувства, подчинялось «голове» — голосу разума. Это необходимо хотя бы потому, что наше сердце — увы — практически всегда подсказывает нам неверное решение. Поэтому, слепо следуя за своими чувствами, мы неизбежно совершаем ошибки. И лишь в одном случае следует в первую очередь прислушаться к зову сердца.
Однажды у Ребе спросили совета по поводу предстоящего сватовства (шидух). Глава поколения ответил, что в этих вопросах он не помощник. «Здесь ни я не смогу тебе помочь, ни твои родители, ни даже твой разум. Только твое сердце подскажет тебе правильный выбор», — пояснил он. И добавил: «Если у тебя лежит сердце к этой девушке (мшихат-га-лев), то заканчивай свататься и смело веди ее под хупу — в добрый час. А если нет…»
Интересно, что наш 7-й Любавичский Ребе повторил почти слов в слово то, что в свое время говорил его предшественник, Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон. Тогда произошел похожий случай, когда один парень сватался к девушке, и чтобы убедиться в правильности своего выбора, пришел на аудиенцию к Ребе РАЯЦ. Тот спросил, нравится ли ему его невеста или нет. Парень ответил, что пока еще сам не разобрался в своих чувствах. Услышав такой ответ, 6-й Любавичский Ребе немедленно посоветовал ему забыть про эту девушку и поискать другие варианты. «В вопросах создания семьи и поиска супруги главным критерием являются чувства, — пояснил Ребе. — И если их нет, то и не о чем говорить!»
__
*Один из постулатов учения Хабад состоит в том, что «разум должен управлять сердцем, т. е. чувствами, в силу своей природы» (см. «Танья», гл. 12).
На шаткой основе
Молящийся без должного чувства подобен тому, кто строит дом из кирпичей и цемента, но без воды. Что же в таком случае придаст прочность всей конструкции?
Шполер Зейде — Дедушка из Шполы
Инаугурация Мошиаха
«Царство земное есть отражение Царства небесного» (Мидраш)
«Я торжественно клянусь и подтверждаю, что буду честно исполнять обязанности президента Соединенных Штатов и буду, насколько позволят мои силы, оберегать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов. И да поможет мне Б-г».
Из речи президента США
Тронная речь
В древности тот день, когда царь вступал на престол, обычно отмечался как всенародный праздник. При этом, как правило, сразу после коронации царь первый раз обращался к нации уже в своем новом качестве — монарха и правителя, и произносил тронную речь. Вся эта процедура получила латинское название: «инаугурация» («посвящаю»).
Нечто подобное ожидало нас 21 января — в день, когда предыдущий президент США складывает свои полномочия, и его кресло занимает новоизбранный президент. И конечно же, новый-старый президент США Барак Обама обратился к нации с программной речью.
Однако если мы заглянем в еврейский календарь (куда, естественно, высокопоставленные американские чиновники предпочитают не заглядывать), то с удивлением обнаружим, что эта дата тоже отмечена как день инаугурации… «президента» движения Хабад-Любавич, а на самом деле — главы всего нашего поколения 7-го Любавичского Ребе! И все же почему для нас это так принципиально? Разве это не просто случайное совпадение, и не более того?
I will be back!
Вернемся к «инаугурационной речи» нашего «президента» — 7-го Любавичского Ребе, которая состоялась в 1951 году, 10 швата (17.01), ровно через год после того, как ушел его предшественник. Когда наш Ребе занял место своего тестя и Учителя (мори-ве-хами), рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона (РАЯЦ), он также обратился к своим хасидам (а на самом деле — ко всем евреям) с «тронной речью», которая начиналась с известной цитаты из «Песни песней» (шир-га-ширим) (5:1): «Пришел Я в Свой сад, сестра Моя, невеста» (боси ле-гани).
Мидраш перечисляет семь великих грехов, начиная с греха древа познания, которые произошли на заре человеческой истории и последовательно удалили присутствие Всевышнего (шхину) из этого мира. После чего в этот мир пришли «семь великих праведников», начиная с «первого» — нашего праотца Авраама-авийну, которые исправили грехи предыдущих поколений и приблизили присутствие Творца. И последним, седьмым в этом святом ряду был наш Учитель Моше — Моше-рабейну, (а все «седьмые», как подчеркивает Мидраш, особо любимы, т. е. избраны Всевышним), который вернул «Б-га на землю», получив Тору на горе Синай.
Поколение избранных
Далее Ребе подробно объясняет, что все «седьмые» (швиин) являются «избранными» (дословно: «особо любимыми Творцом» — «хавивин») в том смысле, что именно на них возложена особая миссия (шлихут). Причем, как отдельно подчеркивает Ребе, это не является их собственным выбором и никак не связано с их личными достоинствами, а является лишь следствием того факта, что они оказались «седьмыми» в этом ряду и на их долю выпало завершить то, что в свое время начал «первый», который, как родоначальник и первопроходец, обычно бывает еще более выдающейся личностью. Но тому, кому по замыслу Творца, уготовано стать «седьмым», даются свыше необходимые силы, чтобы выполнить великую миссию, возложенную на него. И он уже не вправе уклониться от этой великой исторической задачи или взять «самоотвод».
И этим «седьмым», как объясняет Ребе в этом своем историческом выступлении, является все наше поколение. И мы, будучи учениками и последователями Ребе и ощущая постоянно свою связь с ним (иткашрут), можем получить духовные силы, необходимые для выполнения этой грандиозной, исторической миссии.
Как уже было сказано, эту «тронную речь» произнес Ребе во время своего выступления в 1951 году в связи с «годовщиной» (йорцайт) кончины своего великого тестя и предшественника рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона, когда он «официально» занял его место. С тех пор Ребе бессменно остается на этом духовном посту.
Тогда же, объясняя внутренний, тайный смысл ухода праведников из этого мира, Ребе подчеркивает, что термин «исталкут» (который обычно применяется в этом случае) — «уход», «кончина» — вовсе не означает, что душа праведника на самом деле покидает этот мир. Наоборот, и результат его деятельности начинает еще больше проявляться с его физическим уходом, а величие его личности еще больше раскрывается в нашем мире.
Очевидно, что когда мы говорим «поколение», то понимаем, что это прежде всего духовное понятие, которое определяется тем «истинным пастырем» (райя-мегэмна), который стоит во главе этого поколения, начиная с первого духовного лидера — Моше.
Таким образом, все последователи и хасиды 7-го Любавичского Ребе, его ученики и просто евреи — все мы и составляем это последнее, «седьмое» поколение. Ведь глава нашего поколения — 7-й Любавичский Ребе, если считать от Алтер Ребе, основателя Любавичского движения.
Конечно, Ребе не случайно начал разговор на эту тему: ведь он как раз и является седьмым по счету, если начинать счет с «первого» — Алтер Ребе, а, соответственно, мы — то самое «седьмое поколение»! Мы — то поколение, которому выпало, по выражению самого Ребе, стать последним поколением Изгнания (галута) и первым поколением Избавления (геула). И мы — его хасиды — не можем, просто не имеем права уклониться от этой великой миссии, возложенной на нас главой поколения: привести Мошиаха уже в эти дни!
Взгляд с «другой стороны»
Мы знаем, что «царство земное есть отражение царства небесного», и наш Царь небесный иногда «делится» своей властью с простыми смертными «из плоти и крови», наделяя их свыше (иногда не вполне заслуженно) исключительной властью. Поэтому мы произносим «благословение на царские особы», даже если эти особы, мягко говоря, не самые великие праведники. Этим можно объяснить, почему, как в кривом зеркале, нашим, святым «царям» соответствуют цари, которые находятся по ту сторону Святости (леумат-зэ), из мира Нечистоты, как сказано («Берейшит», 36:31): «И вот цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Израиля». А также почему инаугурация американского президента совпала с важным для нас днем, когда Ребе возглавил движение и стал главой поколения — фактически «взошел на престол».
Эта святая династия учителей и праведников имеет своего антипода из мира духовной Нечистоты (ситра-охора) — «оборотной стороны», в которой тоже присутствуют семь деятелей, как сказано («Берейшит», 36:31): «И вот цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Израиля». В нашем случае в «земле Эдома» — например, в России, — царствовали последовательно «семь царей»: Ленин – Сталин – Хрущев – Брежнев – Черненко – Андропов – Горбачев. Причем седьмого в этой цепочке, Горбачева, тоже можно считать в какой-то мере «избранным»: ведь именно в период его руководства страной началась перестройка, которая закончилась распадом Советского Союза и сменой власти.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!