Влюбленный в музыку
Даниил Трифонов. Взрыв страстей и неудержимая энергия Спустя полтора года после Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011) в Москве прошел концерт золотого медалиста и любимца публики Даниила Трифонова. Концерт проходил в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в декабре 2012 года. «Алеф» уже писал о блестящих выступлениях пианиста на многих международных конкурсах.
Программа в музее была сложная и ответственная. Соната А. Скрябина № 2, соч. 19. Она создавалась молодым композитором в 1892–1897 годах в Италии и Крыму и навеяна картинами моря. За это произведение Скрябин получил премию имени М. Глинки. Впервые она была сыграна в Париже в 1896 году автором. В письме Скрябин писал: «Я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор, не говоря уже о бесконечности красок и форм».
Трифонов играл сонату вдохновенно, легко, воздушно, как бы находясь на волнах или качаясь в лодке. Было ощущение водной стихии, особенно во второй части сонаты. Как и хотел автор: «бесконечные краски» и звуковые волны, полное слияние с образами сонаты. Вспоминается другая водная стихия, а именно «Баркарола» Шопена. Трифонов, исполнив ее на Конкурсе Чайковского, поразил всех.
Затем были сыграны выдающиеся произведения романтической эпохи: соната Листа си минор и 24 прелюдии Шопена. По своему складу Трифонов — романтик, влюбленный в музыку. Причем не важно, что пианист играет, он любит сам процесс исполнения. А романтическая музыка для него — родная стихия. Прелюдии Шопена сверкали, как бриллианты, — нежные, волнующие и глубокие. В этом ощущалась какая-то гармония. Легато было бесподобным, звук мягкий, но с рокочущими басами. Весь цикл был исполнен на одном дыхании, это были не отдельные пьесы, а поток любовных признаний и волны чувственных объятий. Изысканное и вдохновенное исполнение. С несомненной перекличкой с сонатой Скрябина.
Фортепианного монстра — сонату Листа — пианист пытался укротить, но ему еще не все удалось. Хотя темп и звуковая палитра были хороши, но музыканту надо еще вжиться в листовские глубины. Но надо отметить, что заключительная фуга в сонате была сыграна мощно.
По своей природе Трифонов — светлый лирик, и в трагедийность сонаты ему еще предстоит проникнуть. Для него характерно гармоничное восприятие музыки. И, к счастью, Трифонов не бегает по клавишам с неудержимой энергией, как многие новомодные исполнители, он не стремится к спортивным успехам на фортепиано. Пианист словно ласкает инструмент. Главное для него — авторский замысел, и он стремится донести его до слушателей с почитанием и любовью. Редкое качество для молодого пианиста! Этим он выделялся на Конкурсе Чайковского, и это осталось доминантой его исполнения.
Программа концерта была выстроена грамотно: от нежного Скрябина через мощного Листа к лучезарному Шопену. И исполнение так и шло по нарастанию совершенства. Бисы пианиста были разнообразные: романтическое «Посвящение» Шумана – Листа (тонко сыгранное), затем «Гавот» Баха – Рахманинова — изящный и шаловливый. А в заключение — феерическая фортепианная транскрипция Гвидо Агости (известный итальянский пианист и педагог) отрывка из балета «Жар-птица» Стравинского — «Поганый пляс Кащеева царства». Сложнейшая пьеса! Это был взрыв страстей и неудержимой энергии.
Трифонов — блестящий и глубокий исполнитель. Он концертирует по всему миру, но в Москве, к сожалению, играет редко. Тем более ценна инициатива музея, который пригласил выступить яркого и самобытного пианиста.
Ведущий рубрики Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!