Джошуа Белл и Сэм Хейвуд — дебютанты «Декабрьских вечеров»
Ценители прекрасного уже привыкли к тому, что на «Декабрьских вечерах» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина выступают первоклассные исполнители. Пианист Сэм Хейвуд и скрипач Джошуа Белл — новички на этих званых вечерах. При том что столичные меломаны с манерой игры Белла знакомы хорошо. Джошуа Белл и Сэм Хейвуд не раз приезжали в Москву с концертами, «Алеф» писал о них.
Фестиваль 2012 года был особенным — он совпал с юбилеем Пушкинского музея, которому исполнилось 100 лет. Эта дата широко отмечалась в Москве. Концерты в юбилейном году тоже были особенными. Белл и Хейвуд исполняли сочинения Шуберта, Штрауса, Прокофьева и Гершвина.
Джошуа Белл популярен на Западе, его концерты всегда вызывают ажиотаж. Такая же ситуация была и в музее. Основная черта исполнительского искусства Белла — виртуозность и брызжущий оптимизм. В этом ключе было сыграно Рондо Шуберта — импульсивно и ярко. Затем музыканты исполнили сонату Рихарда Штрауса. Это раннее сочинение композитора, написанное в 1887 году, несет на себе следы влияния Мендельсона и Брамса.
Вторая часть сонаты называется «Импровизация». Белл играл это произведение легко, сочно, взволнованно. Создавалась иллюзия настоящей импровизации, которой так не достает в игре многих скрипачей. Во втором отделении Белл исполнил три прелюдии Д. Гершвина в аранжировке Яши Хейфеца. В этой музыке Белл был в своей стихии — виртуозный блеск и бесподобный звук скрипки.
Затем музыканты исполнили Скрипичную сонату С. Прокофьева № 2 ре мажор, одно из самых блестящих его сочинений. Вначале эта соната была написана композитором для флейты и фортепиано, но по просьбе Давида Ойстраха в 1943 году композитор переделал ее для скрипки и фортепиано. Все это происходило в Перми, где в эвакуации жили Прокофьев и Ойстрах. Соната была впервые исполнена в 1944 году Ойстрахом и Обориным. Музыка сонаты жизнерадостная и светлая, как воспоминание о довоенной жизни. Сам автор писал: «Мне хотелось, чтобы соната звучала в светлых прозрачных классических тонах».
Так это произведение трактовали Белл и Хейвуд. Они играли яркую, жизнеутверждающую музыку эмоционально, но в то же время лирично и красивым звуком. Особенно светло прозвучала третья часть andante — контрастно после быстрого и виртуозного скерцо. Финал сонаты поразил своей энергией и одухотворенностью. Дуэт скрипача и пианиста был гармоничным. Вся музыка Прокофьева просто искрилась счастьем. На бис американцы сыграли виртуозную пьесу П. Сарасате «Цыганские напевы» и Ноктюрн Шопена.
Джошуа Белл — яркий виртуозный скрипач, он играет на скрипке Страдивари Gibson ex Huberman (1713), принадлежавшей ранее великому Брониславу Губерману. Пианист С. Хейвуд — блестяще образованный музыкант, также пишет музыку для фортепиано и оперы для детей. Они оба востребованы и широко концертируют. Приезд этих музыкантов на фестиваль «Декабрьские вечера» стал ярким событием для любителей музыки.
Ведущий рубрики Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!