Яков Флиер. Наше наследие
С именем выдающегося музыканта XX века Якова Владимировича Флиера (1912–1977) связаны великие страницы российской исполнительской культуры. Юбилейные концерты в честь столетия Флиера, организованные Московской консерваторией и филармонией, показали, что заветы великого педагога живы и продолжаются в творчестве его преданных последователей и учеников.
На первом юбилейном вечере играла Ирина Беркович, блистательная ученица Флиера. Она выделялась среди молодых пианистов своего времени тонким и глубоким прочтением сочинений Баха. В 1970–1980-е годы Баха играли мало, за исключением корифеев Рихтера и Гилельса. Концертов в больших залах у Беркович было мало, власти ее не очень жаловали, и в 1990 году пианистка уехала в Израиль. Автор помнит ее прощальный концерт в Доме актера, который она закончила «Кадишем» Равеля. Многие плакали. После концерта я напомнил Ирине Беркович об этом, и она ответила: «Это было в другой жизни. А сейчас я счастлива».
На юбилейных торжествах она исполнила Четвертый фортепианный концерт Бетховена, глубоко и вдохновенно. Аккомпанировал пианистке студенческий оркестр Московской филармонии, а дирижировал ученик Флиера Владимир Фельцман, дирижер и прекрасный пианист. Дирижер, оркестр и пианистка составили совершенный ансамбль. Для исполнения Четвертого концерта это важно — игра была стильной и точной.
Затем с Концертом Листа № 2 выступил Дмитрий Рацер. Как известно, сам Флиер славился исполнением этого концерта. Рацер играл насыщенным звуком, ярко и выразительно. Никакой беготни по клавишам, как сейчас любят исполнять Листа новомодные молодые пианисты. Давно я не слышал такого гармоничного и технически блестящего исполнения этого концерта.
В заключение вечера концерт Гайдна ре мажор исполнил молодой пианист Эдуард Дьяченко — победитель Всероссийского конкурса юных пианистов имени Я.В. Флиера (педагог А. Родионова). Эдуард живет в Подмосковье и учится в школе «Алые паруса», получает стипендии губернатора и фонда Ю. Розума, также прекрасного ученика Я. Флиера. Исполнение Дьяченко было свежим и по-юношески задорным. Оркестр студентов Московской консерватории был прекрасно подготовлен и старался играть увлеченно благодаря точному и серьезному руководству В. Фельцмана.
Следующий юбилейный концерт был организован Московской филармонией. Участвовали Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева (тоже ученика Флиера), пианисты Владимир Фельцман, Нина Лельчук и Сергей Мусаелян. Концерт проходил при поддержке недавно созданного Фонда развития фортепианного искусства имени Якова Флиера. Председатель фонда — С. Мусаелян. Фонд выпустил юбилейный сборник воспоминаний учеников и коллег Флиера и буклет к концертам.
Владимир Фельцман блестяще исполнил Второй концерт Брамса. Фельцман — один из крупнейших музыкантов нашего времени, не только пианист и дирижер, но и педагог. Владимир Оскарович, сын замечательного российского композитора Оскара Фельцмана, более двадцати лет живет в США, но часто приезжает в Россию. Несколько месяцев тому назад он потрясающе сыграл все баллады Шопена. Брамсовский концерт был исполнен им глубоким звуком, страстно и ярко. Большая роль в этом принадлежит оркестру РНО и Плетневу. Редкий случай — полное единение солиста и оркестра. Игра Фельцмана — это золотой слиток искусства Флиера.
Затем выступила Нина Лельчук, редкий гость на российской сцене. Она поступила в класс Флиера в 13 лет и была самой молодой студенткой Московской консерватории. С 1978 года Лельчук живет в США, выступает по всему миру, преподает. Она исполнила Концерт № 23 Моцарта. Красивый и чистый звук, нежное легато и гармоническое вдохновение — все это отличало ее игру. Оркестр РНО тонко аккомпанировал Нине Лельчук.
В Малом зале консерватории выступили другие ученики Флиера — профессора Ереванской консерватории Марина Абрамян, Латвийской музыкальной академии Арнис Зандманис, Белорусской академии музыки Игорь Оловников и Московской консерватории Нина Коган. Все исполнители показали высокий класс игры. Они исполнили произведения от Баха до Равеля и Рахманинова свежо, гармонично и вдохновенно. Особо нужно отметить игру Н. Коган, которая вместе со своей дочерью — пианисткой Викторией Корчинской-Коган исполняла сложную и редко звучащую сонату для двух фортепиано Ф. Пуленка. Изысканная музыка, тонкое и филигранное прочтение.
Игорь Оловников исполнил собственные транскрипции романсов Рахманинова. Необычным было прочтение знаменитой пьесы Сен-Санса «Лебедь», написанной для виолончели. Пианист исполнил ее на фортепиано.
Высокий в целом уровень юбилейных концертов еще раз подтвердил величие Флиера как педагога. Консерваторские залы были полны, пришла публика, которая помнит и великого Флиера, и многих его тогда еще совсем юных учеников. Это был подлинный праздник музыки.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!