Жизнь планеты в объективе фотокамеры
В тель-авивском Музее Эрец Исраэль прошли две выставки — «Местное свидетельство» и World Press Photo. Организаторы и авторы средствами фотожурналистики рассказали о значимых событиях 2012 года в сфере политики, культуры, общественной жизни. Экспозиция «Местное свидетельство» посвящена израильской тематике. А выставка World Press Photo представлена фотоработами репортеров из других стран. На обозрение выставлено все лучшее, отобранное в течение прошлого года.
Выставка «Местное свидетельство» совместно с международной экспозицией World Press Photo проводится в Израиле с 2003 года в ста городах мира. В 2012 году жюри конкурса рассмотрело более ста тысяч фотографий, присланных со всего мира. 200 лучших из них были рекомендованы для всеобщего обозрения. Фонд World Press Photo существует с 1955 года под покровительством принца Королевства Нидерландов, центральный офис этой международной организации располагается в Амстердаме.
На конкурс выставки «Местное свидетельство» в 2012 году подано было около семи тысяч работ. Они были разделены на девять категорий: «Новости», «Общество и общины», «Религия и вера», «Урбанизм», «Культура и искусство», «Природа и окружающая среда», «Спорт», «Ежедневная жизнь» и, наконец, «Портреты». Членам жюри — профессиональным фотографам, представителям СМИ и академических кругов — пришлось кропотливо поработать, прежде чем были отобраны 200 наиболее удачных снимков. Посетители Музея Эрец Исраэль смогли также увидеть отдельную тематическую подборку «Бездомные в Израиле» (не секрет, что в еврейском государстве есть и такие).
Сравнивая представленные экспозиции, хочу отметить, что работы израильских мастеров были поданы мягче. Изображая трагические моменты жизни, местные фотомастера сумели наполнить отснятые кадры сочувствием, показать неравнодушие соотечественников к чужой беде. А в творчестве зарубежных коллег этой теплоты не ощущалось, зато хватало жестокости. Да, леденящие душу фотокадры отражают правду жизни, но беспристрастная, отстраненная фиксация с целью шокировать невольно побуждает задуматься над тем, куда катится мир.
Если сравнить нынешние экспозиции с теми, что были представлены в минувшие годы, то отмечу, что в фокус объектива стало меньше попадать красавиц, картинок беззаботной жизни, а также красот природы. Все это вытесняется проблемами мегаполисов, социального неравенства, фактами проявления межрасовой и межрелигиозной розни и ненависти, столкновениями противостоящих сторон во время демонстраций и митингов, ужасами войны, которая превращает людей в диких зверей. Две позиции — однозначно пессимистическая и сдержанно оптимистическая. И тут, как сказал поэт, «каждый выбирает для себя».
На церемонии награждения лауреатов конкурса «Местное свидетельство» мэр Тель-Авива Рон Хульдаи отметил: «Фотография может сказать зрителю больше, чем тысяча слов». Лучшими признаны следующие работы: Бена Кальмара в номинации «Фото года» за снимок «Самосожжение Моше Сильмана» (это произошло 14 июля в Тель-Авиве на демонстрации социального протеста), Моти Мильрода в категории «Новости», Рони Романа Розенберга за серию работ «Беженцы из Эритреи», Амита Шааля в номинации «Культура» (в рабочем кабинете у философа, профессора Габриэля Мокеда), Тали Мейера за лучшую работу портретного жанра. Фотографией года по версии World Press Photo названа работа испанского мастера Самуэля Аранда, выполненная для издания «Нью-Йорк таймс». На фото запечатлены 18-летний житель Йемена, пострадавший во время демонстрации протеста против режима президента Али Абдаллы Салеха в Сане, и его мать.
Но главным победителем этого смотра стал гуманизм, противостоящий насилию — порождению зла.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль
Фотоматериалы
любезно предоставлены
пресс-службой Музея Эрец Исраэль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!